Вестник
Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 1997–9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0.217

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.20
УДК: 151.8
ББК: 88.492
Т.А. Втюрина ORCID
ассистент кафедры практической психологии, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.В. Левченко ORCID
профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Структурно-уровневая организация ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании
Аннотация

Введение. В статье обозначена проблема сложности научного познания мотивации и актуальность её изучения с позиции внутреннего наблюдателя. Цель статьи – раскрыть содержание и структуру ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме изучения ментальных репрезентаций; диагностические методики, включающие рефлексивное описание человеком своих значений: метод рисунка, ассоциативный эксперимент, метод определения понятия; методы статистической обработки данных. Респондентами выступили 360 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся на гуманитарных, естественнонаучных, прикладных специальностях.

Результаты. Реконструированаструктурно-уровневая модель ментальных репрезентаций мотивации у студентов; представлена характеристика основных компонентов модели на образном, ассоциативном и понятийном уровнях репрезентирования мотивации.

Обсуждение. Подчеркивается, что модель ментальных репрезентаций мотивации включает в себя сущностные, функциональные и структурные классы категорий. Объясняется специфика организации и функционирования «знания о мотивации» в зависимости от способов обработки информации (невербальной и вербальной).

Заключение. Делается вывод о том, что изучение феномена мотивации с позиции внутреннего наблюдателя дает возможность успешнее ориентироваться в данном психическом явлении и использовать знания для «управления мотивацией».

Ключевые слова

мотивация, ментальные репрезентации, психологическое познание, обыденное сознание

Основные положения
  • определен базовый набор категорий, репрезентирующих мотивацию в обыденном сознании­;
  • реконструированаструктурно-уровневая модель ментальных репрезентаций мотивации у студентов;
  • представлены особенности функционирования ментальных репрезентаций мотивации на образном, ассоциативном и понятийном уровнях.
Цитировать публикацию

Втюрина, Т.А.  Структурно-уровневая организация ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании [Текст] / Т.А. Втюрина, Е.В. Левченко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 192-202. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.20.

Библиографический список

1. Kleinginna P. R., Kleinginna A. M. (1981) A categorized list of motivation definitions, with a suggestion for a consensual definition. Motivation and Emotion. 5(3), 263-291.

2. Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям [Текст] / М.А. Холодная. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 288 с.

3. Левченко, Е.В. Анализ понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании [Текст] / Е.В. Левченко, Т.А. Втюрина // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2013. – Т. 5. – № 2. Психология. – С. 67–81.

4. Брушлинский, А.В. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии [Текст] / А.В. Брушлинский // Ментальная репрезентация: динамика и структура;под ред. А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – С. 5–22.

5. Сергиенко, Е.А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенко // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – № 54. – С. 7. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1454-sergienko54.html. – [Дата обращения: 08.05.2018].

6. Wellman H.M. (2017) The Development of Theory of Mind: Historical Reflections. Child Development Perspectives. 11 (3), 207-214. DOI: 10.1111/cdep.12236

7. Klyoster A.M., ShnyakinaN.J. (2018) The event concept categorical network. AdvancesinIntelligentSystemsandComputing. 677, 260-265. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_31

8. Прохоров, А.О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики [Текст] / А.О. Прохоров // Экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9. – № 2. – С. 23–37.

9. Ватолина, Т.Г. Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт [Электронный ресурс] / Т.Г. Ватолина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 9 (сентябрь). – С. 170–175. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/175006.htm. – [Дата обращения: 04.05.2018].

10. Уланова, А.Ю. Развитие представлений о ментальном и физическом в пересказах детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.Ю. Уланова, Е.А. Сергиенко // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-17834. – [Дата обращения: 10.11.2017].

11. Лобанов А.П. Формирования ментальных репрезентаций в контексте прототипов [Текст] / А.П. Лобанов, Н.П. Радчикова // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 343. – С. 180–183.

12. Thagard P., Wood J.V. (2015) Eighty phenomena about the self: Representation, evaluation, regulation, and change. FrontiersinPsychology. 6 (334). DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00334

13. Ильина, Ю.Н. СМД-тренинг по трансформации ментальных (умственных) моделей взрослых [Текст]: метод. пособие / Ю.Н. Ильина. – М.: ЦТИ, 2007. – 80 с.

14. Dweck C.S. (2017) From needs to goals and representations: Foundations for a unified theory of motivation, personality, and development. PsychologicalReview. 124 (6), 689–719. DOI: 10.1037/rev0000082

15. Психологические модели организационной культуры в контексте ментальных репрезентаций [Текст] / И.В. Грошев, Ю.А. Давыдова, А.А. Краснослободцев, И.А. Краснослободцева // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. – 2016. – №1. – С. 17–29.

16. Kushnir T., Gopnik A., Chernyak N., Seiver E., Wellman H.M. (2015) Developing intuitions about free will between ages four and six. Cognition. 138, 79–101. DOI: 10.1016/j.cognition.2015.01.003

17. Левченко, Е.В. Психология познания в области психологии: постулаты и результаты [Текст] / Е.В. Левченко // Психологическое познание: актуальные проблемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (27 ноября 2008 г.). Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – С. 5–13.

18. Сергиенко, Е.А. Современное состояние исследований когнитивных процессов [Текст] / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2002. – № 2. – С. 19–35.

19. Беседина, Н.А. Основы теории морфологической репрезентации [Электронный ресурс] / Н.А. Беседина // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2006. – № 3. – С. 50–62.

20.  Левченко, Е.В. Ментальные модели мотивации у студентов [Текст] / Е.В. Левченко, Т.А. Втюрина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 1 (1). – С. 149–157.