Вестник
Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 1997–9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0.217

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.21
УДК: 151.7:371.015
ББК: 88.834.023:88.840
В.И. Долгова ORCID
профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н.В. Крыжановская ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, заместитель декана факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
К.В. Кудрякова ORCID
магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Управление процессом саморегуляции у младших школьников
Аннотация

Введение. Проведенный анализ показал, что процесс саморегуляции у младших школьников недостаточно сформирован, и проблема состоит в создании и проведении соответствующих формирующих программ. Цель работы: составить и провести формирующую программу управления процессом саморегуляции у младших школьников.

Материалы и методы. Исследование проведено в средней общеобразовательной школе № 154 г. Челябинска в три этапа (подготовительный, диагностико-формирующий, аналитический). Использованы эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, внешнее наблюдение, тестирование) и статистико-математические методы (вычисление Т-критерия Вилкоксона) и две методики: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса.

Результаты. На основании анализа процесса саморегуляции у младших школьников составлена формирующая программа, её реализация позволила выявить особенности формирования способностей младших школьников овладевать собой и своим поведением.

Обсуждение. Реализация программы управления процессом саморегуляции у младших школьников влияет на формирование способностей овладевать своим поведением на основе интеллектуальных, разумных действий (саморегуляция в интеллектуальный деятельности); эмоционально реагировать на ситуации социально-приемлемым образом (эмоциональная саморегуляция), а также управлять своими действиями и поведением в различных ситуациях (волевая саморегуляция). Отдельно взятые аспекты саморегуляции изучены отечественными и зарубежными авторами, новизна же представляемых изысканий состоит в осуществлении системного и комплексного подходов в совокупности.

Заключение. Проведенный анализ процесса саморегуляции у младших школьников выявил потребность в составлении и реализации формирующей программы по управлению процессом саморегуляции детей. В ходе составления и реализации такой программы необходимо учитывать особенности формирования способностей младших школьников овладевать собой и своим поведением, и только на этой основе составлять соответствующие психолого-педагогические рекомендации.

Ключевые слова

саморегуляция, младший школьный возраст, эмоциональная саморегуляция, волевая саморегуляция, интеллектуальная саморегуляция, управление, процесс, формирование

Основные положения
  • проведен анализ процесса саморегуляции у младших школьников;
  • составлена и реализована формирующая программа по управлению процессом саморегуляции у младших школьников;
  • выявлены особенности формирования способностей младших школьников овладевать собой и своим поведением.
Цитировать публикацию

Долгова, В.И.  Управление процессом саморегуляции у младших школьников [Текст] / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская, К.В. Кудрякова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 203-211. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.21.

Библиографический список

1. Bicharova M.M., Lebedeva I.V., Topchiev M.S. (2017) Childfree in Russia: motivations and social conflicts. Man in India. 97(7), 23–33.

2. Babunova Y.S., Gradusovas L.V., Pustovoytova O.V., Shepilova N.A. (2017) Psychological and pedagogical support in positive socialization of preschool children. Espacios. 38 (55), 11. Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n55/17385511.html (Accessed 13th May 2018).

3. Volkova O.A., Besschetnova O.V. (2015) Social adaptation features of children in foster care. European Journal of Science and Theology. 11(3), 89–96.

4. Shagaeva N.A. (2015) The formation of moral values in junior schoolchildren during the study of ethno-cultural traditions. European Journal of Science and Theology. 3(3), 175–181.

5. Kondrashova E.N., Rashchikulina E.N., Isaeva I.Yu., Plugina N.A., Suprun N.G. (2017) Methodology for local history. ManinIndia. 97(10), 373–398.

6. Сурьянинова, Т.И. Особенности совместной деятельности младших школьников [Текст] / Т.И. Сурьянинова, Н.В. Смирнов // Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С. 58–66.

7. Гребенкин, Е.В. Особенности конфликтного поведения младших школьников и школьников подросткового возраста: взгляд из России и Германии [Электронный ресурс] / Е.В. Гребенкин, В. Хаббергер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 5. – № 1. – С. 16–24. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/39 [Дата обращения: 13.05.2018].

8. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016) New educational paradigm: existentialism is a humanism. ManinIndia. 96 (10). 4043–4050.

9. Шилов, С.Н. Темпераментальные черты личности ребенка, как фактор, определяющий резерв здоровья [Электронный ресурс] / С.Н. Шилов, О.Г. Солдатова, Н.Д. Наливайко // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 89–100. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/596 [Дата обращения: 13.05.2018].

10. Леонтьев, Д.А. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского [Текст] / Д.А. Леонтьев, А.А. Лебедева, В.Ю. Костенко // Вопросы образования. – 2017. – № 2. – С. 98–112. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-98-112

11. Вагнер, Н.А. Успешность ученика начальной школы в условиях дифференцированного образования [Электронный ресурс] / Н.А. Вагнер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 7. – № 3. – С. 18–23. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/196 [Дата обращения: 13.05.2018].

12. Любимов, Л.Л. Книга, в которой нуждается каждая школа. Рецензия на книгу: А.А. Леонтьев. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии (под ред. Д.А. Леонтьева) [Текст] / Л.Л. Любимов // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 234-241. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-234-241

13. Dolgova V.I., Mamylina N.V., Belousova N.A., Melnik E.V., Arkayeva N.I. (2016) Problems of mental regulation of personal behavior. Man in India. 96(10), 3485–3491. Available from:http://elibrary.ru/item.asp?id=27587974.

14. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016) The Crisis of Upbringing in the Contemporary Chronotope: potential solutions. Man in India. 96 (10). 3503–3511.

15. Abe J.A.A. (2011) Positive emotions, emotional intelligence, and successful experiential learning. PersonalityandIndividualDifferences. 51(7), 817–822. DOI:  0.1016/j.paid.2011.07.004

16. Кривенко, М.П. Сравнительный анализ процедур регрессионного анализа [Текст] / М.П. Кривенко // Информатика и ее применения. – 2014. – Т. 8. – №. 3. – С. 70–78. DOI: 10.14357/19922264140308

17. Забродин, Ю.М. Психодиагностика: монография [Текст] / Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян. – Саратов: Вузовское образование, 2015. – 449 c.

18. Bakhchina A.V., Polevaya S.A., Parin S.B. (2013) Vegetative correlates of cognitive processes in stress situation. European Scientific Journal. 3, 277–280. URL: http://eujournal.org/index.php/esj/article/view/2436/2309.

19. Boyatzis R.E., Smith M.L., Van Oosten E., Woolford L. (2013) Developing resonant leaders through emotional intelligence, vision and coaching. Organizational Dynamics. 42(1), 17–24. DOI: 10.1016/j.orgdyn.2012.12.003.

20. Harant M. (2016) Der Inkingsbegriff im Spannungsfeld pдdagogischer 'Mindsets'. Pдdagogische Korrespondenz. 54, 37–57. Available from: http://www.budrich-journals.de/index.php/pk/issue/view/1915.

21. Kronauer M. (2015) Wer Inklusion mцchte, darf ьber Exklusion nicht schweigen. Plдdoyer fьr eine Erweiterung der Debatte. Jahrbuch fьr Pдdagogik. 2015(1), 147–158. DOI: 10.3726/267059_147.

22. Stichweh R. (2013) Inklusion and Exemption in der Weltgesellschaft - am Beispiel der Schule und des Erziehungssystems. Zeitschrift fьr Inklusion. 1, 22. Available from: https://www.inklusion-online.net/index.php/inklusion-online/article/view/22.