Вестник
Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 1997–9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0.217

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.18
УДК: 159.922
ББК: 88.37
О.А. Бокова ORCID
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю.А. Мельникова ORCID
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров: опыт эмпирического исследования
Аннотация

Введение. В настоящее время в большинстве отечественных и зарубежных исследований позиционируется деятельностный и процессуальный подход к волонтерскому движению, но при этом практически не встречается работ, посвященных изучению собственно параметров личности волонтеров. Выявленное противоречие позволило нам обозначить цель нашей работы следующим образом: обосновать и раскрыть авторское понимание возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров через экспертный опрос лиц, компетентных в оценивании и знакомых со спецификой работы волонтеров.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме личности волонтеров, а также диагностические методики, включающие тестирование (личностный дифференциал), ассоциативный семантический эксперимент и методы статистической обработки данных. Теоретический анализ источников обосновывает эмпирическое исследование. Для изучения семантической репрезентации особенностей личности волонтеров использованы личностный дифференциал, ассоциативный эксперимент со статистической обработкой полученных параметров. Научная новизна проведенного авторами исследования заключается в том, что личность участников волонтерского движения до настоящего момента не рассматривалась с позиции экспертного опроса и с использованием психолингвистических методов.

Результаты. Разработана и апробирована процедура возможности эмпирического исследования семантической репрезентации параметров личности волонтера; авторами представлена характеристика семантического поля личности волонтера; выявлены и описаны доминирующие факторы личностного развития волонтеров через факторизацию значимых качеств, полученных на основе экспертного опроса.

Обсуждение. Подчеркивается, что проведенное исследование также дает эмпирические основания для обоснованного отбора стандартизированных диагностических методик изучения ведущих детерминант развития личности волонтеров в процессе добровольческой деятельности.

Заключение. Подчеркивается, что проведенные исследования также дают эмпирические основания для обоснованного выбора стандартизованных диагностических методов для изучения ведущих детерминант развития личности добровольцев в процессе волонтерской деятельности.

Ключевые слова

волонтеры, личностные качества, семантическая репрезентация, экспертный опрос, личностный дифференциал, ассоциативный эксперимент

Основные положения
  • теоретически обосновано эмпирическое исследование личности волонтера;
  • разработана процедура организации эмпирического исследования семантической ре-презентации;
  • представлены доминирующие факторы семантической репрезентации личности во-лонтера («Мораль», «Любовь к своему делу», «Активная реализация», «Волевая ответственность») через анализ матрицы попарного сходства семантических единиц.
Цитировать публикацию

Бокова, О.А.  Возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров: опыт эмпирического исследования [Текст] / О.А. Бокова, Ю.А. Мельникова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 171-180. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.18.

Библиографический список

1. Задворнова, М.Н. Волонтерство – актуальное общественное движение современной молодежи [Текст] / М.Н. Задворнова, А.А. Баранова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы студенческой межвузовской научно-практической конференции; под ред. И.Т. Насретдинова. – М.: РУСАЙНС, 2017. – С. 60–64.

2. Лалаян, Н.Ю. Направления развития волонтерской деятельности в современных российских условиях [Текст] / Н.Ю. Лалаян // Проблемы взаимодействия науки и общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1. – Казань: Аэтерна, 2018. – С. 220–229.

3. Молькова, А.С. Волонтерское движение как форма проявления социальной активности молодежи [Текст] / А.С. Молькова // Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики: сборник материалов международных научно-практических конференций по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. – Пенза: Изд-во СВИВТ, 2018. – С. 114–122.

4. Филипенко, Е.В. Инклюзивное волонтерство как форма социальной активности молодежи [Текст] / Е.В. Филипенко // Наука и образование третьего тысячелетия: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в  2 ч. – М.: АР-Консалт, 2018. – С. 45–46.

5. Шкловская, А.Д. Волонтерство как форма общественной активности [Текст] / А.Д. Шкловская // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Иркутск: Иркутский государственный университет; Институт социальных наук, Социо-Интеграл, 2018. – С. 187–191.

6. Исмайлова, С.А. Мотивация волонтерской деятельности [Текст] / А.А. Исмайлова // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 5 (13). – С. 149–151.

7. Кузнецова, И.Н. Условия вовлечения российской молодежи в социальное служение [Текст] / И.Н. Кузнецова, С.В. Савенкова // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни: II Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых. – Чебоксары: Спутник+, 2017. – С. 71–78.

8. Лескова, И.В. Волонтерские движения: ресурс устойчивого развития [Текст] / И.В. Лескова // Россия и современный мир: капитал, солидарность, субъективность: материалы XXII Социологических чтений. – М.: Изд-во РГСУ, 2017. – С. 161–164.

9. Морозова, М.В. Волонтерская деятельность как средство профилактики экстремизма в молодежной среде [Текст] / М.В. Морозова // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: сборник статей девятой международной научно-практической интернет-конференции. – Ярославль: Изд-во ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, 2017. – С. 328–332.

10. Сивцева, В.М. Роль экологического волонтерства в сохранении окружающей среды [Текст] / В.М. Сивцева // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 ч. – Уфа: Агентство международных исследований, 2017. – С. 175–178.

11. Белоус, О.В. Волонтерство как психолого-педагогический ресурс личностного роста будущих педагогов [Текст] / О.В. Белоус, М.Л. Спирина, О.Н. Спирина // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2017. – № 3. – С. 13–19.

12. Щевьёва, Л.Н. Творчество и личность волонтера [Текст] / Л.Н. Щевьева // В сборнике: Социальная ответственность: аспекты деятельности гражданских активистов, неформальных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Рязань: Созвездие, 2016. – С. 92–94.

13. Семенов, С.А. Волонтерство как способ самоактуализации личности [Текст] / С.А. Семенов // Научная перспектива. – 2014. – № 8. – С. 90–91.

14. Долгова, В.И. Структура психолого-педагогической направленности личности волонтера-фасилитатора [Текст] / В.И. Долгова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 48–54.

15. Radford J., Pilny A., Reichelmann A., Keegan B., Welles B.F., Hoye J., Ognyanova K., Meleis W., Lazer D. (2016) Volunteer Science: An Online Laboratory for Experiments in Social Psychology. Social Psychology Quarterly. Vol. 79 (4), 376–396. DOI: 10.1177/0190272516675866

16. Lai M.H.C., Ren M.Y.W., Wu A.M.S., Hung E.P.W. (2015) Motivation as Mediator Between National Identity and Intention to Volunteer. Journal Of Community & Applied Social Psychology. Vol. 23 (2), 128–142. DOI: 10.1002/casp.2108

17. King H.R., Jackson J.J., Morrow-Howell N., Oltmanns T.F. (2014) Personality Accounts for the Connection Between Volunteering and Health. Journals of gerontology series b-psychological sciences and social sciences. Vol. 70 (5), 691–697. DOI: 10.1093/geronb/gbu012

18. Hayley G., Machado, L., Machado Msc. (2018) Volunteering in the Community: Potential Benefits for Cognitive Aging. Journals of Gerontology: Psychological Sciences cite as: J Gerontol B PsycholSciSoc Sci. Vol. 73(3), 399–408. DOI: 10.1093/geronb/gbx134

19. Kail B., Carr D.C. (2018) Successful Aging in the Context of the Disablement Process: Working and Volunteering as Moderators on the Association Between Chronic Conditions and Subsequent Functional Limitations. Journals Of Gerontology Series B-Psychological Sciences And Social Sciences. Vol. 22 (2), 340–350. DOI: 10.1093/geronb/gbw060

20. Proulx C.M., Curl A.L., Ermer A.E. (2018) Longitudinal Associations Between Formal Volunteering and Cognitive Functioning. Journals of gerontology series b-psychological sciences and social sciences.Vol. 73 (3), 522–531. DOI: 10.1093/geronb/gbx110

21. Petruzzello S.J., Poh P.Y.S., Greenlee T.A., Goldstein E., Horn G.P., Smith D.L. (2018) Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills. Stress and health. Vol. 32 (4), 328–336. DOI: 10.1002/smi.2620

22. Петренко, В.Ф. Методологический манифест психосемантики [Текст] / В.Ф. Петренко, А.П. Супрун // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37. – № 3. – С. 5–14.

23. Delton A.W., Cosmides L., Guemo M., Robertson Th.E., Tooby J. (2013) The Psychosemantics of Free Riding: Dissecting the Architecture of a Moral Concept. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 102 (6), 1252–1270. DOI: 10.1037/a0027026.supp

24. Green E.J. (2018) Psychosemantics and the rich/thin debate. Philosophical Perspectives. 25.1, 2-20. DOI: 10.1111/phpe.12097 C/1-34/

25. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов [Текст] / В.П. Глухов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.

26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учебное пособие / ред.-сост.: Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2001. – 690 с.

27. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики [Текст] / В.Ф. Петренко. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.