Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассмотрена проблема формирования читательской грамотности на уроках русского языка как иностранного в современном вузе. Часто предлагаемые для подготовки к итоговому тестированию тексты не понимаются не только иностранными слушателями, но и российскими студентами, так как содержат большое количество интертекстуальных отсылок и требуют владения широкими фоновыми знаниями.
Цель статьи. Распространение методического опыта работы с учащимися на уроках русского языка как иностранного в процессе формирования у них читательской грамотности.
Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, обобщение, а также описательный и сопоставительный методы; для обоснования выводов применены эмпирические методы исследования: лингвистический эксперимент и педагогическое наблюдение.
Обсуждение. В статье представлен к обсуждению вопрос о понимании современного публицистического текста неносителями и носителями языка. Анализ научных работ по проблеме обучения чтению подтвердил высокую актуальность, научную новизну и лингводидактический потенциал заявленной темы.
Результаты. В статье представлен опыт работы преподавателей по обучению чтению на уроках русского языка как иностранного в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, Южно-Уральском государственном университете, Хэйлунцзянском научно-техническом университете. Предложенная студентам после изучения материала анкета направлена на выявление уровня читательской грамотности и степени понимания интертекстуальных данных в тексте.
Заключение. Сделан вывод о том, что необходимыми для полного понимания публицистического текста знаниями на сегодняшний день не владеют и российские студенты. Для формирования читательской грамотности необходимо подбирать такие тексты, в которых культурные
интертекст; лингводидактика; русский как иностранный; ТРКИ-2; текст; чтение
– рассмотрена проблема обучения чтению на уроках русского языка как иностранного как этап подготовки к говорению по поднятой автором проблеме при подготовке к экзамену ТРКИ-2;
– проведен локальный эксперимент для проверки уровня понимания публицистического текста;
– отмечен факт, что многие учащиеся высших учебных заведений утратили (или не приобретали вовсе) культурный код, позволяющий считывать ассоциативную связь.
Миронова, А. А. РАБОТА С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (УРОВЕНЬ ТРКИ-2) [Текст] / А. А. Миронова, Чуаньтин Цзюй , И. А. Чуносова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 4 (164). — С. . — DOI: 10.25588/CSPU.2021.55.32.007.