Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 4 (164) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2021.55.32.007
УДК: 378.016 : 811.161.1
ББК: Ш141.12-9-99
А. А. Миронова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Чуаньтин Цзюй ORCID
Кандидат филологических наук, лектор кафедры специального русского языка, Хэйлунцзянский научно-технический университет, г. Харбин, Китайская Народная Республика
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Чуносова ORCID
Старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РАБОТА С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (УРОВЕНЬ ТРКИ-2)
Аннотация

Введение. В статье рассмотрена проблема формирования читательской грамотности на уроках русского языка как иностранного в современном вузе. Часто предлагаемые для подготовки к итоговому тестированию тексты не понимаются не только иностранными слушателями, но и российскими студентами, так как содержат большое количество интертекстуальных отсылок и требуют владения широкими фоновыми знаниями.

Цель статьи. Распространение методического опыта работы с учащимися на уроках русского языка как иностранного в процессе формирования у них читательской грамотности.

Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, обобщение, а также описательный и сопоставительный методы; для обоснования выводов применены эмпирические методы исследования: лингвистический эксперимент и педагогическое наблюдение.

Обсуждение. В статье представлен к обсуждению вопрос о понимании современного публицистического текста неносителями и носителями языка. Анализ научных работ по проблеме обучения чтению подтвердил высокую актуальность, научную новизну и лингводидактический потенциал заявленной темы.

Результаты. В статье представлен опыт работы преподавателей по обучению чтению на уроках русского языка как иностранного в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, Южно-Уральском государственном университете, Хэйлунцзянском научно-техническом университете. Предложенная студентам после изучения материала анкета направлена на выявление уровня читательской грамотности и степени понимания интертекстуальных данных в тексте.

Заключение. Сделан вывод о том, что необходимыми для полного понимания публицистического текста знаниями на сегодняшний день не владеют и российские студенты. Для формирования читательской грамотности необходимо подбирать такие тексты, в которых культурные 

Ключевые слова

интертекст; лингводидактика; русский как иностранный; ТРКИ-2; текст; чтение

Основные положения

– рассмотрена проблема обучения чтению на уроках русского языка как иностранного как этап подготовки к говорению по поднятой автором проблеме при подготовке к экзамену ТРКИ-2;

– проведен локальный эксперимент для проверки уровня понимания публицистического текста;

– отмечен факт, что многие учащиеся высших учебных заведений утратили (или не приобретали вовсе) культурный код, позволяющий считывать ассоциативную связь.

Цитировать публикацию

Миронова, А. А.  РАБОТА С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (УРОВЕНЬ ТРКИ-2) [Текст] / А. А. Миронова, Чуаньтин Цзюй , И. А. Чуносова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  4 (164). — С. . — DOI: 10.25588/CSPU.2021.55.32.007.

Библиографический список