Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 4 (164) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2021.97.58.005
УДК: 378.096
ББК: 74.480
А. А. Милютина ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Н. Ермакова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме организации деятельности научно-исследовательской лаборатории в вузе на факультете подготовки учителей начальных классов в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». Создание лаборатории актуально в связи с изменениями, происходящими в современном высшем и начальном образовании: в частности, пополняется и уточняется нормативно-правовая база высшего образования по предмету, появляются новые программы и курсы, отмечается ряд особенностей организации учебного процесса по методике обучения частным предметам в вузе.

Материалы и методы.Основными методами исследования явились анализ нормативно-правовых документов, создание научно-исследовательской лаборатории, а также определение основных направлений реализации работы лаборатории в вузе на факультете подготовки учителей начальных классов.

Результаты. В рамках определения направлений в результате анализа учебных планов и рабочих программ дисциплин был сделан вывод о необходимости функционирования научно-исследовательской лаборатории в вузе в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». Кроме этого, были определены задачи лаборатории, планируемые результаты, то есть формируемые в процессе деятельности лаборатории компетенции, на основе которых были определены основные аспекты проблемы исследования.

Обсуждение. В статье представлено обсуждение тех возможных вариантов научно-исследовательской лаборатории, которые могут быть реализованы в рамках лекционных, практических занятий, а также самостоятельной работы студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Описано содержание и примерные направления проведения научных мероприятий разного характера и уровня, а также создание специальной среды, приближенной к урокам русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Заключение. В процессе работы над проблемой был сделан вывод о необходимости преобразования содержания методики русского языка и литературы в связи с изменениями, происходящими в системе начального и высшего образования, а также современными условиями жизни общества, что может быть реализовано с помощью создания научно-исследовательской лаборатории.

Ключевые слова

научно-исследовательская лаборатория; обучающиеся; методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе; младшие школьники

Основные положения

–  в процессе исследования определено ключевое понятие научно-исследовательской лаборатории как структурного вузовского подразделения, деятельность которого предполагает проведение студентами научно-исследовательской деятельности по определенной научной тематике;

–описаны основные составляющие вузовского курса методики обучения русскому языку и литературе в начальной школе, на которые ориентирована деятельность научно-исследовательской лаборатории;

–представлены предполагаемые методические составляющие научно-исследовательской лаборатории в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе».

Цитировать публикацию

Милютина, А. А.  ВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» [Текст] / А. А. Милютина, Л. П. Юздова, Е. Н. Ермакова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  4 (164). — С. . — DOI: 10.25588/CSPU.2021.97.58.005.

Библиографический список