Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье выявляется актуальность применения дистанционного обучения языкам; проводится дифференциация понятий «дистанционное обучение», «электронное (онлайн) обучение», «цифровое обучение»; представлены формы занятий дистанционного обучения; аргументируется целесообразность ряда форм занятий дистанционного обучения в сфере лингвистического образования. Цель статьи — репрезентация основных положений организации дистанционного обучения в аспекте освоения теории лингвистики и языковой практики.
Материалы и методы.Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам дистанционного обучения языку, классификация типов дистанционного обучения, описание форм учебных занятий по усвоению лингвистических знаний и формированию связанных с ними умений и навыков. Материалом послужили рабочие программы дисциплин лингвистического цикла факультетов подготовки учителей начальных классов, инклюзивного и коррекционного образования, учебные пособия.
Результаты. Проведена дифференциация понятий, вербализированных терминами «дистанционное обучение», «цифровое обучение», «электронное обучение». Представлены модули лингвистических дисциплин, их характеристики, детерминирующие возможную эффективность реализации дистанционного обучения при их изучении, формировании языковых и коммуникативных компетенций в целом, а также аргументировано применение тех или иных форм проведения дистанционных занятий в процессе освоения определенных тем и структурирования умений и навыков, связанных с ними. Репрезентированы ожидаемые учебные результаты по итогам применения дистанционного обучения, которое опирается на практически безграничные современные возможности техники и интернета и не уменьшает объем общения с педагогом, осуществляя наряду с этим индивидуальный подход к обучающимся. Приведены примеры использования тех или иных форм занятий при формировании знаний, умений и навыков по конкретным лингвистическим темам.
Обсуждение. Ставится акцент на специфике применения дистанционного обучения в процессе освоения обучающимися высшей школы лингвистических категорий и связанных с ними умений, навыков и коммуникативных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности и ведении исследовательской работы.
Заключение. Реализация технологии дистанционного обучения в процессе лингвистического образования является, во-первых, возможностью получить специализированные знания об определенной языковой системе вне учебной аудитории и без отрыва от работы и, во-вторых, одним из эффективных способов формирования конкурентноспособного востребованного педагога, способного к самообразованию, ориентирующегося в цифровой информационной среде.
лингвистическое образование; дистанционное обучение; цифровое обучение; электронное обучение; лингвистические компетенции; коммуникативная компетенция; дистанционные образовательные технологии; устные и письменные жанры научного стиля; текст
– развитие и распространение технологии дистанционного обучения языку определяются объективными причинами – востребованностью грамотных с точки зрения владения языковыми нормами работников любого рода специализации, умеющих продуцировать связный текст в своей профессионально-деловой среде в типовых коммуникативных ситуациях, необходимостью повышения или получения квалификации без отрыва от профессиональных обязанностей и развитием технических возможностей электроники;
– разграничение содержания понятий «дистанционное обучение», «цифровое обучение», «электронное обучение» пролегает в областях формы и применения технических средств, а также объема использования информационных технологий;
– специфика изучаемого модуля лингвистики, планируемые результаты, уровень самостоятельности и способности к самоорганизации обучающихся определяют объем, виды занятий дистанционного обучения, характер языкового материала и устные или письменные жанры научных текстов, которые должны являться формами ответов студентов.
Свиридова, А. В. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ [Текст] / А. В. Свиридова, Е. Ю. Никитина, А. В. Подобрий, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 4 (170). — С. 171-188. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.009 .
1. Шустова Л. П. Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. 2009. № 8. С. 52–59.
2. Будакова А. В., Мацута В. В. Различия в показателях личностного потенциала у высокоинтеллектуальных студентов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 17–30. DOI 10.15293/2226-3365.1606.02.
3. Спирина Е. А., Казимова Д. А., Муликова C. А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7, № 4 С. 26–39. DOI 10.15293/2226-3365.1704.02.
4. Валова Е. А., Слюсарь Н. А. Исследование синтаксических свойств энклитики же: корпусный и экспериментальный подход // Вопросы языкознания. 2017. №2. С. 33-48.
5. Добрушина Н. Р. Сослагательное наклонение в русском языке: опыт исследования грамматической семантики. Прага : Animedia Company, 2016. – 426 c. ISBN 978-80-7499-231-5.
6. Падучева Е. В. Эгоцентрические единицы языка : монография. М : Издательский Дом ЯСК, 2018. – 440 с.