Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 4 (170) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.006
УДК: 378
ББК: 74.480.26
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента начального образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА МОДЕЛИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация

Введение. Иноязычная образовательная среда представляет собой лингводидактическое явление, которое в конкретных социокультурных условиях строится по определенной модели, требует уточнения целей и содержания, а также организационных изменений, что обусловлено требованиями момента к подготовке учителя иностранного языка с учетом его роли в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Для полного понимания традиционной и инновационной составляющих в иноязычном педагогическом образовании необходимо проследить процесс эволюции моделей иноязычной образовательной среды с тем, чтобы, опираясь на предшествующий опыт, уметь прогнозировать основные тенденции ее развития. Цель статьи состоит в том, чтобы изучить генезис феномена модели иноязычной образовательной среды и определить актуальную на настоящий момент модель.

Материалы и методы. Ведущими методами исследования, используемыми в данной статье, являются метод педагогического моделирования, а также анализ теоретических источников, посвященных актуальным проблемам современной дидактики и лингводидактики. Кроме того, находят применение рефлексия и обобщение собственного педагогического опыта авторов, основанного на многолетней работе в качестве преподавателей иностранного языка в высшей педагогической школе.

Результаты. Результатом исследования является эволюционное представление процесса моделирования иноязычных образовательных сред на фоне развития теории и практики иноязычного образования, лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. На основе ряда важнейших средовых параметров (цель, ведущий подход к обучению, принципы обучения, ведущий метод и т.д.) выделены лингвистическая, коммуникативно-деятельностная, компетентностная и интегральная модели иноязычной образовательной среды.

Обсуждение. Использование метода педагогического моделирования в рамках средового подхода обеспечивает представление иноязычного образования в динамическом аспекте и позволяет расценивать набирающую в настоящее время силу интегральную модель иноязычной образовательной среды как закономерный результат предыдущих этапов развития теории и практики организации иноязычного образовательного процесса. Именно в рамках этой модели происходит качественная трансформация обучающегося в активного, равноправного, творческого участника коммуникативного и профессионально-образовательного процесса.

Заключение. Изучение генезиса понятия модели иноязычной образовательной среды имеет большое значение для теории и практики обучения иностранным языкам. В теоретическом отношении эта статья позволяет проследить эволюцию средовой организации образовательного процесса, выявить генетические связи компонентов образовательных сред и преемственный характер развития иноязычного образования в целом. В практическом плане это исследование вооружает всех участников образовательного процесса инструментами для проектирования и конструирования той или иной модели иноязычной образовательной среды, требуемой в конкретной образовательной ситуации.

Ключевые слова

иноязычная образовательная среда; модель иноязычной образовательной среды; педагогический вуз; метод обучения иностранному языку; будущий учитель иностранного языка

Основные положения

– генезис понятия «модель иноязычной образовательной среды» тесно связан с развитием педагогических и лингводидактических идей, эволюцией методов обучения иностранным языкам, изменениями требований общества к результатам обучения;

– выделение моделей иноязычной образовательной среды основано на применении таких основных параметров, как цель обучения в данной среде, ведущий подход, ведущие принципы обучения, основной метод обучения;

– формирующаяся в настоящее время интегральная модель иноязычной образовательной среды является наиболее эффективной, поскольку позволяет успешно развивать функционально грамотную вторичную языковую личность будущего учителя, обладающую необходимым набором личностных и профессиональных качеств.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА МОДЕЛИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева, М. Г. Федотова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  4 (170). — С. 109-132. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.006.

Библиографический список

1. Rubtsov V.V. & Ulanovskaya I.M. (2020), “Educational environment and indicators of child development”, Lurian Journal, vol. 1, no. 2, pp. 71–84.

2. Пушкарева Т. Г. Модель образовательной среды как способ формирования социальной компетентности: структура и содержание // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. 15–28.

3. Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Актуальность теоретического образования в системе профессиональной подготовки учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 27–34.

4. Алиев С. Н. Сознательно-практический метод – ведущий метод в условиях вузовского обучения иностранному языку // Вестник педагогического университета 2020. № 1 (1). C, 218–222. (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин).

5. Щепилова А. В. Методика обучения иностранным языкам на современном этапе: полиподходность или полипарадигмальность? // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования : материалы международной конференции, посвященной памяти проф. Г.В. Роговой в связи со 100-летием со дня рождения,  12–14 октября 2017 года. М., 2017. С. 24–30.

6. Шабалкина С. Е., Шевырина Н.А. Межпредметная интеграция в образовательной лингвистической среде // Вестник Международного института рынка. 2018. № 2. С. 117–122.

7. Уразаева К. Б. Коммуникативно-деятельностный подход и формирование риторической компетенции в школе с нерусским языком обучения // Cuadernos de Rusística Española. 2018. № 14. 159–171.

8. Павленко В.Г. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку // Общественные науки. 2018. № 3-4. 142–148.

9. Коряковцева Н. Ф., Гальскова Н. Д., Гусейнова И. А. Современная образовательная среда и обучение иностранному языку в профессиональных целях // Современное лингвистическое образование: перспективы развития : коллективная монография. Москва, 2018. С. 182–193.

10. Tretyakova T. On hybrid technologies of digital linguistic education: functional aspect // Языки и культуры в глобальном образовательном пространстве : сборник статей I Международной научно-практической конференции, 07–08 октября 2021 года. М., 2021. С. 78–85.

11. Гаськова М. И. Ресурсы интегральных подходов в сфере образования в России и за рубежом // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. № 4 (35). С. 74–90.