Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 4 (170) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.001
УДК: 378.937
ББК: 74.480.26
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ф. Г. Байрамгалин ORCID
Старший преподаватель кафедры английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ГИБРИДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация

Введение. Цель статьи состоит в исследовании гибридного образовательного пространства, представляющего собой инновационное явление в педагогической теории и практике, существование которого обусловлено современными тенденциями развития образования. Авторы раскрывают сущность гибридного образовательного пространства; его структуру, включающую информационно-цифровую и традиционную педагогическую составляющие; дидактический потенциал; ведущие признаки.

Материалы и методы. Основными методами проведенного исследования являются анализ научно-теоретической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблемам образовательных сред и пространств. В статье также представлены анализ и обобщение современного педагогического опыта, в том числе, результатов собственной педагогической деятельности авторов.

Результаты. В результате проведенного исследования уточнены понятия «гибридность», «гибридное обучение», «гибридное образовательное пространство», рассмотрена структура гибридного пространства и его сущность как педагогической инновации. Приведены аргументы в пользу обширного дидактического потенциала гибридного образовательного пространства и его влияния на процесс самореализации и саморазвития всех участников образовательного процесса.

Обсуждение. Организация гибридного образовательного пространства требует формирования профессионально грамотной, креативной личности будущего учителя, способной осваивать новые образовательные технологии и формы обучения, а также адаптировать уже существующие педагогические подходы к новой реальности. Кроме того, для функционирование этого типа образовательного пространства необходимо создание субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами.

Заключение. Гибридное образовательное пространство является одним из главных факторов успешной реализации образовательного процесса в высшей педагогической школе. Синергетический эффект, являющийся результатом синтеза традиционного педагогического и цифрового компонентов гибридного образовательного пространства, способствует реализации преимуществ каждого их них, обеспечивая качественную профессиональную подготовку будущего учителя.

Ключевые слова

гибридность; гибридное обучение; гибридное образовательное пространство; подготовка будущего учителя; традиционные педагогические технологии; информационно-цифровые технологии; педагогическая инновация

Основные положения
Цитировать публикацию

Афанасьева, О. Ю.  ГИБРИДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ [Текст] / О. Ю. Афанасьева, М. Г. Федотова, Ф. Г. Байрамгалин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  4 (170). — С. 7-24. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.001.

Библиографический список

1. Волобуева Т. Б. Моделирование непрерывного гибридного обучения педагогических кадров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4 (33). С. 20–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-nepreryvnogo-gibridnogo-obucheniya-pedagogicheskih-kadrov (дата обращения: 22.03.2022).

2. Anat Cohen & Orit Esra O. (2018), “Development of a conceptualized MALL research framework based on L2 Chinese empirical study”, Computer Assisted Language Learning, no. 31 (7), pp. 764–789. DOI 10.1080/09588221.2018.1449756.

3. Goodyear P. (2020), “Design and co-configuration for hybrid learning. Theorizing the practices of learning space design”, British Journal of Educational Technology, 51 (4), 1045–1060. DOI 10.1111/bjet.12925.

4. Cohen A., Mor Y. & Norgard R.T. (2020), “Hybrid learning spaces — Design data didactics”, British Journal of Educational Technology, no. 51 (46), 1–6.

5. Cook J., Mor Y. & Santos P. (2020), “Three cases of hybridity in learning spaces: Towards a design for a zone of possibility”, British Journal of Educational Technology, no. 51 (1), pp. 1–13. DOI 10.1111/bjet.12945.

6. Розина И. Н. Коммуникация 2.0: отечественные научные и образовательные перспективы // Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности : материалы выступлений на V Международ. конф. РКА «Коммуникация-2010» / под ред. М. Б. Бергельсон, М. К. Раскладкиной. М : Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 308–319.