Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 4 (170) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.004
УДК: 378 : 373.04
ББК: 74.480 : 74.200.588
Н.С. Касаткина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н.С. Шкитина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение. Поиск эффективных механизмов подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности ведется на всех уровнях системы образования нашей страны, начиная с методов, средств и форм обучения и заканчивая современными информационными технологиями, что, безусловно, отражается в организации учебного процесса. Технология обучения К. Орфа, которая является новым импульсом в организации процесса формирования коммуникативных УУД, набирает популярность за последнее время и может быть эффективно применена при организации учебного процесса в вузе и школе.

Материалы и методы.Основными методами исследования являются анализ научной психологической и педагогической и методической литературы, посвященной проблеме подготовки студентов педагогических вузов       к профессиональной деятельности, в частности, к внеурочной деятельности, изучение опыта, а также диагностические методики, включающие теоретические и эмпирические  методы — наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, метод эксперимента и методы статистической обработки данных — ранжирование, шкалирование и др.

Результаты. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Рассмотрено понятие «внеурочная деятельность», определены ее особенности, виды и формы. Создана и апробирована модель подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных универсальных учебных действий школьников в процессе внеурочной деятельности, базирующаяся на технологии обучения К. Орфа, проведена диагностика готовности студентов к формированию коммуникативных УУД обучающихся во внеурочной деятельности, проанализированы результаты опытно-поисковой работы.

Обсуждение. Подчеркивается, что различные технологии, применяемые в ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы, например, технология К. Орфа, являясь эффективными для предметов гуманитарного цикла, особенно на начальном этапе обучения, могут быть не всегда приемлемы на других предметах, особенно технической направленности. Наметились основные направления развития методов, средств и форм подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности во внеурочное время. Возможно создание разнообразных вариантов применения технологии обучения К. Орфа на таких предметах, как история, русский язык и др.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация модели подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности показывает, что организация учебного процесса в школе стала более эффективной. Опытно-поисковая работа выявила значительный рост успеваемости обучающихся, а также не только сформированность коммуникативных УУД школьников, но и творческих способностей.

Ключевые слова

внеурочная деятельность; виды внеурочной деятельности; общение; коммуникативные УУД; формирование коммуникативных УУД обучающихся; подготовка будущих учителей; педвуз

Основные положения

– определены особенности подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности;

– разработана и реализована модель подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности, базирующаяся на технологии обучения К. Орфа;

– представлены различные методы, приемы и средства формирования коммуникативных УУД обучающихся во внеурочной деятельности.

Цитировать публикацию

Касаткина, Н.С.  МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Н.С. Касаткина, Н.С. Шкитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  4 (170). — С. 69-90. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.004.

Библиографический список

1. Татаринцева Н. Е. Педагогическое проектирование: история, методология, организационно-методическая система : монография. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета. 2019. – 150 c.

2. Зимнякова И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников // Наука и образование: новое время. 2015. № 2. С. 532–534.

3. Медведева Н. В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 74–81.

4. Гудкин Д. Драйв: теория и практика мотивации // Орф-Шульверк. 2016. № 91. С. 26–29.

5. Жилин В. А. Легкий концерт // Вестник педагогического общества Карла Орфа. 2018. № 25. С. 34–44.

6. Каневский В. Р. Орф-Шульверк. Учитель: попытка описать профессию // Вестник педагогического общества Карла Орфа. 2015. № 23. С. 45–50.

7. Леонтьева О. Т. Книга о Карле Орфе. М.: Композитор. 2015. – 511 с.

8. Подготовка студентов педагогического вуза к развитию творческих способностей обучающихся / Н. С. Касаткина [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (164). С. 115–118.

9. Диркенс Д. Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. М : Манн. 2016. – 276 с.

10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М : Просвещение. 2021. – 222 с.

11. Грей П. Свобода учиться. Игра против школы. М : Манн. 2016. – 336 с

12. Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. М : Юрайт. 2019. – 162 с.

13. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : учебное пособие для СПО. М : Юрайт. 2019. – 168 с.