Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 4 (170) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.002
УДК: 42/49(07) : 378.9
ББК: 81.2-9: 74.480.26
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Скоробренко ORCID
Ассистент кафедры теории и практики иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СИГНАЛЬНЫЕ ОПОРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация

Введение. Статья посвящена формированию коммуникативной компетенции у будущих учителей иностранного языка средствами сигнальных опор. Цель статьи — описать педагогическое сопровождение сигнальных опор для формирования коммуникативной компетенции будущих учителей на более высоком уровне. Применение сигнальных опор позволит не только интенсифицировать формирование исследуемой компетенции, но и будет способствовать более успешному вхождению в профессиональную деятельность, что повысит уровень резильентности начинающего педагога. Это позволит гарантировать эффективность профессиональной деятельности молодого учителя и сделать ее более продуктивной.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ психолого-педагогической литературы. Исследуется механизм создания интерактивной коммуникативной среды с помощью сигнальных опор в форме дидактических коммуникативных карточек, определяется их эффективность для формирования коммуникативной компетенции. Применение сигнальных опор позволяет эффективно организовать индивидуальную, парную и групповую работу. Их полифункциональный характер дает возможность охватить широкий спектр подготовки будущего специалиста – учителя иностранного языка.

Результаты. Результаты работы в данном направлении наглядно показывают непрерывный рост лингвистической, социокультурной и стратегической составляющих коммуникативной компетенции, что даёт возможность будущим учителям успешно войти в профессиональную деятельность. Систематическое применение сигнальных опор в форме дидактических коммуникативных карточек в сочетании с педагогическим сопровождением повышает мотивацию будущих учителей как к изучению иностранного языка, так и к более детальному ознакомлению с методическими основами введения языкового и страноведческого материала.

Обсуждение. Проведенный контент-анализ литературы по проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих учителей показал, что в современной педагогической науке данной проблеме уделяется достаточно большое внимание. Большинство исследователей (Г. М. Борщенко, Е. Ф. Гладкая, Ю. В. Троицкая и другие)  рассматривают коммуникативную компетенцию как условие успеха в профессиональной деятельности. Более того, анализ литературы подтвердил, что проблема формирования коммуникативной компетенции будущих учителей в условиях интерактивной коммуникативной образовательной среды обладает высоким потенциалом. Установлено, что результаты практической деятельности авторов, представленные в статье, соотносятся с научными позициями ученых и специалистов-практиков в сфере современного лингвообразования.

Заключение. Результаты работы на факультете иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» доказывают эффективность формирования коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка с помощью сигнальных опор в сочетании с непрерывным педагогическим сопровождением. Сформированная на должном уровне коммуникативная компетенция позволит будущим учителям иностранного языка успешнее реализоваться в педагогической деятельности.

Ключевые слова

коммуникативная компетенция; лингвистическая составляющая коммуникативной компетенции; социокультурная составляющая коммуникативной компетенции; стратегическая составляющая коммуникативной компетенции; интерактивная коммуникативная среда; сигнальные опоры; дидактические коммуникативные карточки; педагогическое сопровождение; будущие учителя иностранного языка; педвуз

Основные положения

– доказана необходимость применения сигнальных опор в форме дидактических коммуникативных карточек для формирования интерактивной коммуникативной среды в процессе обучения иностранному языку в высшей школе;

– показана и обоснована целесообразность создания интерактивной коммуникативной среды для более успешного формирования коммуникативной компетенции у будущих учителей иностранного языка;

– установлено, что систематическое педагогическое сопровождение учебного процесса в высшей школе позволяет организовать более успешное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и способствует успешному вхождению будущих учителей в профессиональную деятельность.

Цитировать публикацию

Бароненко, Е. А.  СИГНАЛЬНЫЕ ОПОРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ [Текст] / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  4 (170). — С. 25-46. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.002.

Библиографический список

1. Бароненко Е. А., Быстрай Е. Б., Власенко О. Н., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А. Структура цикла квазимежкультурных тренингов в системе психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки студентов к поликультурному взаимодействию // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 3. С. 80–89.

2. Идрисова П. Г., Оздеаджиева Т. М., Гасайнаева Э. З. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 122–124.

3. Нюдюрмагомедов А. Н., Ибрагимов Н. Г., Савзиханова М. А. Развитие самоорганизации студентов на основе интерактивных технологий обучения // Высшее образование сегодня. 2020. № 6. С. 48–52.

4. Быстрай Е. Б., Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А. Формирование интерактивной компетенции будущих педагогов как основа педагогической резильентности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1 (161). С. 46–64.

5. Миляева Л. В. Иноязычное образование как особый инструмент формирования успешной языковой личности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12, № S1. С. 97–100.

6. Козина Ю. В., Моцовкина Е. В. Коммуникативный вектор педагогического дискурса // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 179–181.

7. Троицкая Ю. В. Средства развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 6 (169). С. 37–43.

8. Борщенко Г. М. Определение ключевых компонентов иноязычной коммуникативной компетенции на основании индикаторов ее достижения // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2022. № 2. С. 3038.

9. Прокопьева Н. И. Формирование коммуникативной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку // Развитие человека в современном мире. 2017. № 2. С. 241–246.

10. Гладкая Е. Ф. Реализация принципа наглядности в процессе интерактивного обучения русскому языку и риторике студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 10-2 (88). С. 399–402.