Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Вопрос об учебной мотивации в современной школе один из самых важных. У педагогов тревогу вызывают учащиеся с трудностями в обучении, среди которых не менее 50 % - обучающиеся с особыми образовательными потребностями. В научной литературе последнего времени пристальное внимание уделялось обучению и развитию учащихся данного вида. Но проблемы мотивационного обеспечения учебного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями до сих пор малоизучены и экспериментально не проверены. Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения развития мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Материалы и методы. Чтобы решить поставленные задачи в ходе исследования использованы следующие методы: теоретические (обобщение, моделирование, анализ научных источников); эмпирические (интервьюирование, беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок) и математико-статистическая обработка экспериментальных данных.
Результаты. В результате эксперимента апробированы психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями. Результатом контрольного этапа стало улучшение данных показателей в экспериментальной группе. Но в контрольной группе результаты практически не изменились. Отметим, что целенаправленное и систематическое применение различных приёмов развития мотивации познавательной деятельности приводит к следующему результату: для успешного учения теперь не требуется каких-либо усилий со стороны педагога. Мотивация становится самомотивацией и формируется умение действовать самостоятельно.
Обсуждение. 1. Выделен, теоретически обоснован и экспериментально испытан комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий формирование мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 2. Представлены возможности приемов и средств обучения, которые у каждого педагога имеют особенности и зависят от условий применения, их умелого сочетания, мастерства учителя.
Заключение. Исследование подтвердило, что реализация комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, позволит добиться положительной динамики.
обучающийся; особые образовательные потребности; индивидуальные особенности; учение; учебная мотивация; образовательный процесс; школьный урок; качество знаний; психолого-педагогические условия; психолого-педагогическое сопровождение; познавательная деятельность; ситуация успеха; самомотивация
− построение личностно ориентированного педагогического взаимодействия;
− использование на уроке современных приёмов, способных поддерживать активность и интерес обучающегося;
− создание ситуации успеха;
− построение урока с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ученика.
Кожевников, М. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ [Текст] / М. В. Кожевников, И. В. Лапчинская, А. В. Савченков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 4 (170). — С. 264-283. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.013.
1. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 42–47.
2. Холодкова О. Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 7, С. 149–159.
3. Шефер О. Р., Крайнева С. В., Лебедева Т. Н. Управление развитием учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата в системе высшего образования через инспирацию компетенций / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 319 с.
4. Кожевников М. В., Лапчинская И. В., Савченков А. В. Технологии проектирования коммуникативной компетенции школьников в условиях полиязычного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 3 (156). С. 152–166.
5. Corazza G.E. (2016), “Potential originality and effectiveness: The dynamic definition of creativity”, Creativity Research Journal, vol. 28, no 3, pp. 258–267. DOI 10.1080/10400419.2016.1195627.
6. Karwowski M., Lebuda I. & Beghetto R.A. (2019), “Creative selfbeliefs”, In J.C. Kaufman, R.J. Sternberg (edrs.), Cambridge handbook of creativity, Cambridge University Press, pp. 396-417.
7. Goulding A., Davenport B. & Newman A. (2018), Resilience and Ageing: Creativity, Culture, and Community, Policy Press, Bristol, UK, 224 p.
8. Царапкина Ю. М. Влияние использования электронных средств обучения на академическую мотивацию студентов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN221.pdf (дата обращения: 21.08.22).