Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 4 (170) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.013
УДК: 151.8 : 371.015
ББК: 88.840
М. В. Кожевников ORCID
Доктор филологических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Лапчинская ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. В. Савченков ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация

Введение. Вопрос об учебной мотивации в современной школе один из самых важных. У педагогов тревогу вызывают учащиеся с трудностями в обучении, среди которых не менее 50 % - обучающиеся с особыми образовательными потребностями. В научной литературе последнего времени пристальное внимание уделялось обучению и развитию учащихся данного вида. Но проблемы мотивационного обеспечения учебного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями  до сих пор  малоизучены и экспериментально не проверены. Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения развития мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Материалы и методы. Чтобы решить поставленные задачи в ходе исследования использованы следующие методы: теоретические (обобщение, моделирование, анализ научных источников); эмпирические (интервьюирование, беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок) и математико-статистическая обработка экспериментальных данных.

Результаты. В результате эксперимента апробированы психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями. Результатом контрольного этапа стало улучшение данных показателей в экспериментальной группе. Но в контрольной группе результаты практически не изменились. Отметим, что целенаправленное и систематическое применение различных приёмов развития мотивации познавательной деятельности приводит к следующему результату: для успешного учения теперь не требуется каких-либо усилий со стороны педагога. Мотивация становится самомотивацией и формируется умение действовать самостоятельно.

Обсуждение. 1. Выделен, теоретически обоснован и экспериментально испытан комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий формирование мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 2. Представлены возможности приемов и средств обучения, которые у каждого педагога имеют особенности и зависят от условий применения, их умелого сочетания, мастерства учителя.

Заключение. Исследование подтвердило, что реализация комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, позволит добиться положительной динамики.

Ключевые слова

обучающийся; особые образовательные потребности; индивидуальные особенности; учение; учебная мотивация; образовательный процесс; школьный урок; качество знаний; психолого-педагогические условия; психолого-педагогическое сопровождение; познавательная деятельность; ситуация успеха; самомотивация

Основные положения

− построение личностно ориентированного педагогического взаимодействия;

− использование на уроке  современных приёмов, способных поддерживать активность и интерес обучающегося;

− создание ситуации успеха;

− построение урока с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

Цитировать публикацию

Кожевников, М. В.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ [Текст] / М. В. Кожевников, И. В. Лапчинская, А. В. Савченков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  4 (170). — С. 264-283. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.013.

Библиографический список

1. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 42–47.

2. Холодкова О. Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 7, С. 149–159.

3. Шефер О. Р., Крайнева С. В., Лебедева Т. Н. Управление развитием учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата в системе высшего образования через инспирацию компетенций / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 319 с.

4. Кожевников М. В., Лапчинская И. В., Савченков А. В. Технологии проектирования коммуникативной компетенции школьников в условиях полиязычного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 3 (156). С. 152–166.

5. Corazza G.E. (2016), “Potential originality and effectiveness: The dynamic definition of creativity”, Creativity Research Journal, vol. 28, no 3, pp. 258–267. DOI 10.1080/10400419.2016.1195627.

6. Karwowski M., Lebuda I. & Beghetto R.A. (2019), “Creative selfbeliefs”, In J.C. Kaufman, R.J. Sternberg (edrs.), Cambridge handbook of creativity, Cambridge University Press, pp. 396-417.

7. Goulding A., Davenport B. & Newman A. (2018), Resilience and Ageing: Creativity, Culture, and Community, Policy Press, Bristol, UK, 224 p.

8. Царапкина Ю. М. Влияние использования электронных средств обучения на академическую мотивацию студентов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN221.pdf (дата обращения: 21.08.22).