Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 4 (176) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.176.4.006
УДК: 378.147
ББК: 74.489.4
Д. С. Мокляк ORCID
Магистрант кафедры физики и методики обучения физике, документовед управления правовой, финансово-экономической работы и перспективного развития, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. В. Крайнева ORCID
Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры информационных, математических и естественнонаучных дисциплин, Южно-Уральский институт управления и экономики
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Н. Лебедева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Аннотация

Введение. Современная концепция высшего образования в России предполагает включение практически во все направления подготовки обучающихся естественно-научных дисциплин. Формирование естественно-научной картины мира имеет не только гуманитарный аспект, но и позволяет развивать личность обучающегося, его мышление и творческие способности. В статье рассмат-ривается идея изменения образовательного процесса дисциплин естественно-научного цикла в вузе за счет применения продуктивного обучения с учетом возможностей информационной образовательной среды.

Материалы и методы. Проанализированы и обобщены данные исследований российских и зарубежных специалистов в области продуктивной педагогики. Через оценку возможности включения информационной образовательной среды в образовательный процесс определена необходимость применения метода продуктивного обучения при изучении естественно-научных дисциплин. На примере формирования компонента естественно-научной грамотности «Умение проводить наблюдения» у обучающихся выявлена возможность изменения методической подготовки будущего учителя начальных классов.

Результаты. В статье приводится анализ внедрения алгоритма формирования компонента естественно-научной грамотности «Умение проводить наблюдения», опирающегося на идеи продуктивного обучения при изучении дисциплин естественно-научного цикла с использованием возможностей информационной образовательной среды, представлены результаты диагностики профессиональных затруднений будущего педагога.

Обсуждение. Изучение обучающимися школьных предметов естественно-научного цикла (природоведение, биология, география, физика и химия) является важным в подготовке кадров для современной экономики. На основе разработанного алгоритма формирования компонента естественно-научной грамотности «Умение проводить наблюдения» проведена оценка включения идей продуктивного обучения студентов с использованием возможностей информационной образовательной среды.

Заключение. Развитие естественно-научной грамотности средствами продуктивного обучения предмету за счет использования новых образовательных технологий и современных методик обучения направлено на формирование таких гибких навыков и умений, как способность самостоятельно осуществлять поиск информации, нести ответственность за выполненный объем работ, контролируя действия на всех этапах ее работы, проводить самооценку знаний и навыков, совершенствовать свою подготовку путем использования онлайн-курсов, работать в команде и т. д. Продуктивное обучение в условиях формирования естественно-научной грамотности является методом, необходимым для повышения образовательного уровня обучающихся. Это способствует формированию у них также компетентности в области современных естественных наук и технологий. Результаты анкетирования обучающихся позволили выявить несоответствия между формированием естественно-научной грамотности студентов и их подготовкой в педагогическом вузе, определить ключевые моменты для ее алгоритмизации.

Ключевые слова

естественно-научная грамотность; продуктивное обучение предмету; алгоритм продуктивного обучения; студенты педвуза

Основные положения

– для формирования компонента естественно-научной грамотности студентов выбран метод продуктивного обучения;

– предложен алгоритм формирования компонента естественно-научной грамотности «Умение проводить наблюдения», опирающийся на идеи организации продуктивного обучения естественно-научным дисциплинам на основе использования возможностей информационной образовательной среды;

– определена оценка профессиональных затруднений педагогов в рамках использования алгоритма поэтапного формирования компонента естественно-научной грамотности средствами дисциплины «Основы естествознания и обществознания».

Цитировать публикацию

Мокляк, Д. С.  АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ [Текст] / Д. С. Мокляк, С. В. Крайнева, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  4 (176). — С. 102-123. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.176.4.006.

Библиографический список

1. Шимко Е. А. Условия формирования и диагностики отдельных компонентов естественнонаучной грамотности учащихся // Школьные технологии. 2019. № 2. С. 102–112. EDN: JKASGV

2. Вишневская Л. П. Критерии педагогической эффективности личностно-ориентированных образовательных технологий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2008. № 11. С. 120–124. EDN: JVVAML

3. Дмитриева Е. Диагностика ориентированности цифровой образовательной среды школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 19–25. DOI 10.34216/2073-1426-2021-27-3-19-25. EDN: AMWJLI

4. Клещева И. В. Организация проблемного обучения студентов при освоении образовательной программы // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 205–214. EDN: TIPJJT

5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (178). С. 58–63. DOI 10.23951/1609-624X-2017-1-58-63. EDN: XVMFLR

6. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 1 (3). С. 50–62. EDN: OYJFRZ

7. Сикорская Г. П., Савельева Т. В. Интерактивный режим обучения студентов в компетентностной парадигме образования // Образование и наука. 2012. № 6 (95). С. 74–92. EDN: OZJDWV (Scopus, WoS, WoS(ESCI).

8. Юдин В. В. Технологическое описание педагогических процессов разных типов // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 2, № 2. С. 86–90. EDN: TQJVSB

9. Селиверстова О. Ф. Подходы к понятиям продуктивности, результативности и эффективности в сфере научных исследований и разработок // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2015. № 4. С. 3–9. DOI 10.17749/2070-4909.2015.8.4.003-009. EDN: VLLADX (Scopus).

10. Костенко Ю. К., Недогреева Н. Г., Пикулик О. В. Современный взгляд на сущность продуктивного сотрудничества старшеклассников // Образование и общество. 2016. № 1 (96). С. 47–50. EDN: WAOQOD

11. Yanto F., Festiyed F. & Enjoni E. (2021), “Problem Based Learning Model For Increasing Problem Solving Skills In Physics Learning”. JIPF (Jurnal Ilmu Pendidikan Fisika), vol. 6, no. 1, pp. 53–65. DOI 10.26737/jipf.v6i1.1870.

12. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 1. С. 84–101. DOI 10.21638/spbu12.2020.106. EDN: TSZWMF (RSCI).

13. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113. DOI 10.26170/po18-08-15. EDN: XYCBET

14. Петрова Н. П., Бондарева Г. А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 353–355. DOI 10.24411/1991-5497-2019-00138. EDN: UMLEAB