Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается процесс формирования иноязычного речевого поведения обучающихся. Цель исследования: разработка и апробация учебно-методических рекомендаций, содержащих тексты о типично немецких чертах характера, традициях, предтекстовые и послетекстовые задания, межкультурные симуляции, упражнения творческого плана, задания по составлению синквейнов и кластеров.
Материалы и методы. Достижению цели исследования способствовало использование таких методов, как обзор научно-методической литературы, описание и обобщение собственного опыта авторов. Материалом для разработки учебно-методических рекомендаций стали культурно-специфические аутентичные тексты о менталитете, национальной культуре немцев и особенностях их коммуникативного поведения. Тексты, представленные в учебно-методических рекомендациях, были дидактизированы и содержали предтекстовые и послетекстовые задания.
Результаты. Авторами статьи проведен анализ целесообразности работы с учебными материалами, отражающими индивидуальные особенности и особенности коммуникативного поведения представителей других культур, их менталитет, традиции и этикетные нормы с целью формирования иноязычного речевого поведения обучающихся. Доказано, что использование в образовательном процессе специально разработанных учебно-методических рекомендаций способствует формированию иноязычного речевого поведения студентов.
Обсуждение. Авторы обобщают и осмысливают результаты анализа работ ученых и практикующих учителей по проблеме формирования иноязычного речевого поведения обучающихся. Делается вывод о том, что результаты проделанной авторами работы в основном соотносятся с методическими позициями и точками зрения других авторов и ученых.
Заключение. Проведенное исследование подтвердило эффективность реализации учебно-методических рекомендаций для формирования иноязычного речевого поведения обучающихся как условия эффективного межкультурного диалога. Опыт работы по формированию иноязычного речевого поведения будущих учителей на занятиях по иностранному языку в вузе подтвердил эффективность применения специально разработанных авторами учебно-методических рекомендаций.
будущие учителя; иноязычное речевое поведение; учебно-методические рекомендации; аутентичные тексты; тексты социокультурной тематики; синквейн; кластер; межкультурная симуляция; межкультурный диалог
– применение специально разработанных авторами учебно-методических рекомендаций способствует формированию иноязычного речевого поведения обучающихся, так как они содержат материалы, стимулирующие развитие данного процесса (их специфика заключается в использовании аутентичных текстов, содержащих информацию об этикетных нормах, принятых в стране изучаемого языка, межкультурных симуляций, способствующих правильному выбору диалогических единств и социокультурно окрашенных лексических единиц и др.);
– коммуникативная направленность процесса формирования иноязычного речевого поведения будущих учителей, опосредованная национальными контекстом и спецификой поведения носителей другой культуры, способствует эффективности данного процесса.
Быстрай, Е. Б. ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ [Текст] / Е. Б. Быстрай, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 4 (176). — С. 59-74. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.176.4.004.
1. Карасик В. И. Моделирование функций языка // Язык и культура. 2022. № 58. С. 29–42. DOI 10.17223/19996195/58/2. EDN: FECXVO
2. Вишневская Л. П., Тимченко М. В. Иностранный язык как феномен национальной культуры и путь к межкультурному пониманию // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 223–225. EDN: ZCBTMT
3. Демко Т. Н., Федосеева Л. Н., Алексеева Т. Е. Речевое поведение преподавателя как фактор одухотворения мышления // Прикладная юридическая психология. 2021. № 2 (55). С. 103–112. DOI 10.33463/2072-8336.2021.2(55).103-112. EDN: GSCTMU
4. Остякова-Почежерская Г. А. Коммуникативная компетентность, выраженная в речевом акте // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 5-2 (137). С. 169–176. EDN: HJLSTV
5. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Свиридова А. В. Теоретико-методологическая навигация развития речевого имиджа будущего учителя // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2023. № 1 (173). С. 154–181. DOI 10.25588/CSPU.2023.173.1.007. EDN: LRJDRN
6. Ярмакеев И. Э., Пименова Т. С., Абдрафикова А. Р. Аутентичность как методическая категория в теории и практике преподавания иностранного (английского) языка // Филология и культура. 2022. № 1 (67). С. 228–234. DOI 10.26907/2074-0239-2022-67-1-228-234. EDN: UFRTRI
7. Калинина Е. Э. Роль аутентичных текстов в развитии коммуникативной компетенции // Казанская наука. 2022. № 5. С. 145–147. EDN: HRDEON
8. Сюткина М. Ю., Миронова Л. А. Интеркультурная компетенция в языковом образовании: интегративный подход // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 455–458. DOI 10.25683/VOLBI.2020.53.409. EDN: RKOEIU