Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 4 (176) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.176.4.009
УДК: 37 : 373.21
ББК: 74.14
И. А. Селиверстова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Л. Семенова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме организации наставничества в дошкольных образовательных организациях г. Челябинска и повышению его эффективности на основе моделирования системы наставничества на муниципальном уровне. Ключевой вопрос заключается в описании процесса и условий реализации взаимодействия всех субъектов образования, включенных в отношения наставничества и реализуемых в различных форматах и ролевых моделях. Цель статьи — рассмотреть специфику практики наставничества в дошкольной образовательной организации как субъекте муниципальной образовательной системы, проанализировать потенциальные возможности и ресурсы ее расширения на основе моделирования.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются: анализ научной литературы по проблеме наставничества в системе образования, анализ действующих программ и практик наставничества в деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе изучения единого муниципального информационного банка «Информационная карта дошкольного образовательного учреждения», моделирование, методы обработки данных. В исследовании принимали участие 262 дошкольные образовательные организации г. Челябинска.

Результаты. В статье представлена муниципальная модель системы наставничества в дошкольном образовании как инструмент обогащения и проектирования практики наставничества в дошкольной образовательной организации, а также дополнительный ресурс активизации взаимодействия наставников и наставляемых. Авторами выделены информационные ресурсы муниципального уровня, обеспечивающие эффективное взаимодействие участников программ наставничества.

Обсуждение. Результаты проведенного исследования по проблеме реализации наставничества в дошкольных образовательных организациях г. Челябинска подтвердили необходимость универсализации практики наставничества с целью использования потенциальных возможностей в решении комплекса проблем, что определяет высокую актуальность заявленной темы.

Заключение. Моделирование практики наставничества в муниципальной системе дошкольного образования обеспечивает создание открытого и продуктивного сообщества педагогов и руководителей на основе их профессиональных интересов; предполагает характеристику процесса и условий эффективного взаимодействия участников наставнической деятельности.

Ключевые слова

дошкольное образование; наставничество; модель наставничества; практики наставничества; муниципальное дошкольное образовательное учреждение; информационные ресурсы; ролевые модели наставничества

Основные положения

– наставничество в муниципальной системе дошкольного образования обеспечивает успешность профессионально-личностного развития и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров на основе обмена опытом и профессионального взаимодействия;

– значимыми компонентами системы наставничества на муниципальном уровне рассматриваются городские профессиональные сообщества педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений, использование различных ролевых моделей и форматов взаимодействия;

– эффективное педагогическое взаимодействие субъектов образования в системе практик наставничества обеспечивается созданием муниципальных информационных ресурсов, организацией участия в реализации образовательных проектов муниципального уровня.

Цитировать публикацию

Селиверстова, И. А.  МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ [Текст] / И. А. Селиверстова, М. Л. Семенова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  4 (176). — С. 157-173. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.176.4.009.

Библиографический список

1. Казакова Л. Н., Бобро Т. П., Фролова В. Н., Шилова Л. Н. Развитие системы наставничества как инновационной деятельности в условиях трансформации современного среднего профессионального образования : монография. Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2020. – 110 с. ISBN 978-5-7565-0913-7.

2. Куликова С. В. Наставничество в современной России как ретроинновационный феномен // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: первые Международные историко-педагогические чтения института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, 20–21 сентября 2019 г. / науч. ред. М. В. Богуславский ; отв. ред. М. А. Гончаров. Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2019. С. 438–449. ISBN 978-5-4263-0776-6. EDN: VUZUWD

3. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 302–305. EDN: YAUMBN

4. Педагогический словарь / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. Москва : ИНФРА-М, 2023. – 224 с. (Библиотека словарей ИНФРА-М). ISBN 978-5-16-011752-2. DOI 10.12737/19629.

5. Миронова С. Б., Зарубина Н. Л. Наставничество как модель эффективного сопровождения участников образовательных отношений дошкольной организации // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5-4 (47). С. 70–73. DOI 10.18454/IRJ.2016.47.066. EDN: VXOWJF (GeoRef).

6. Соколова Е. И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 4. С. 124–135. DOI 10.15393/j5.art.2013.2171. EDN: SELSMB

7. Чернявская А. П., Данилова Л. Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62–70. DOI 10.24411/1813-145X-2019-10453. EDN: NBGCOU

8. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 25–27. EDN: XGVHOX

9. Югфельд Е. А., Ипатова Е. Г. Анализ функционирования системы наставничества в образовательных организациях региона [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PSMN122.pdf (дата обращения: 09.04.2023). EDN: FTGYJD

10. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2016. № 5. С. 92–112. EDN: XAIJBN

11. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18. DOI 10.24411/2307-4264-2019-10301. EDN: XDEBKV