Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.69..4..008
УДК: 37.032
ББК: 74.00
Н. Б. Паршукова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация

Введение. В статье сформулирована актуальность формирования у будущего учителя ИКТ-компетентности, а также, проверки уровня ее сформированности через оценку. В связи с этим рассмотрением ИКТ-компетентности будущего учителя информатики и компетенций образовательного стандарта. Для всестороннего оценивания ИКТ-компетентности предлагает комплексные учебные задания, которые должны аккумулировать знания, умения, навыки и опыт деятельности из различных учебных дисциплин. Комплексные учебные задания должны проходить экспертное обсуждение у преподавателей, руководителей практик, представителей работодателя.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования и оценивания ИКТ-компетентности учителя, методики оценивания компетенции в высшей школе. Также методами исследования являлись наблюдение, анализ нормативной документации, рабочих программ дисциплин и практик. Методом, наилучшим образом подходящим для проверки сформированности всех составляющих ИКТ-компетентности, является метод проектов.

Результаты. Представлена диаграмма связи ИКТ-компетентности и общекультурных, предметных и специальных компетенций федерального образовательного стандарта. Представлены примеры комплексных учебных заданий, разработанных таким образом, чтобы, с одной стороны, их выполнение можно было экспертно оценить преподавателям, методистам, учителям-предметникам, а с другой стороны, чтобы они являлись частью студенческого портфолио. Представлены примеры применения таких комплексных учебных заданий в рамках учебных и педагогических практиках.

Обсуждение. Предлагается для оценки сформированности ИКТ-компетентности использовать трехбалльную шкалу, которая в совокупности позволяла бы выставить аддитивный показатель, связанный с интервальной шкалой В.П. Беспалько, принятой в ЮУрГГПУ. Подчеркивается, что при формировании ИКТ-компетентности важна преемственность, как на уровне учебных и производственных практик, так и на уровне учебных дисциплин.

Заключение. Делается вывод о необходимости применения комплексных учебных заданий для оценки сформированности ИКТ-компетентности как основополагающей компетентности учителя информатики.

Ключевые слова

ИКТ-компетентность; будущий учитель информатики; компетентностный подход; комплексные учебные задания; преемственность при формировании компетенций; портфолио будущего учителя информатики; экспертная оценка комплексных учебных заданий; оценивание ИКТ-компетентности

Основные положения

• « Общение», «Информационное обеспечение», профиль «Информатика»;

грант комплексных учебных заданий для проверки уровня образованности ИКТ-компетентности будущего учителя информатики;

Представленные примеры применения комплексных учебных заданий на учебных и производственных практиках при экспертной оценке сформированности ИКТ-компетентности у будущих учителей информатики

Цитировать публикацию

Паршукова, Н. Б.  МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ [Текст] / Н. Б. Паршукова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 74-86. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.69..4..008.

Библиографический список

1. Дендев, Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] / Б. Дендев. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.

2. Лапчик, М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров [Текст]: монография / М.П. Лапчик. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 144 с.

3. Лапчик, М.П. Современные проблемы информатизации образования [Текст]: монография / рук. авторского коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. наук, проф. М.П. Лапчик. – Омск: Изд‑во ОмГПУ, 2017. – 404 с.

4. Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / Е. К. Хеннер. – 3-е изд. (эл.) – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 191 с.). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – Режим доступа: http://files.pilotlz.ru/pdf/cC2617-4-ch.pdf [Дата обращения: 09.07.2018]

5. Карасова, И.С. Концептуальные положения компетентностного подхода в организации и проведении производственной (педагогической) практики в бакалавриате [Текст] / И.С. Карасова, Е.А. Леонова, Е.А. Селезнева // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты III Международного конгресса /редкол. М.В. Потапова, З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева. – Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. – С. 144–147.

6. Поднебесова, Г.Б. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров [Текст] / Г.Б. Поднебесова // Информатизация образования: история, состояние, перспективы: сб. материалов Международной науч.-практ. конф. – Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2012. – С. 189–191.

7. Авдеева, С.М., Никуличева, Н.В., Хапаева, С.С., Заичкина, О.И. О подходах к оценке ИКТ компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог» // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. № 4. – C. 40–49. doi: 10.17759/pse.2016210404 (WoS)

8. Авдеева, С.М. О разработке квалификационных требований к ИКТ-компетенциям педагогов [Текст] / С.М. Авдеева, А.Ю. Уваров // Наука и школа. – 2016. –№ 6. – С. 146–159.

9. Солдатова, Г.У., Шляпников, В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. – М.: МГППУ. – 2015. – Т. 20. № 4. – C. 5–18. doi: 10.17759/pse.2015200401 (WoS)

10. Ямбург, Е.Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага / Е.Ш. Ямбург // Психологическая наука и образование. – М.: МГППУ. – 2016. – Т. 21. – № 2. – С. 35–43. doi: 10.17759/pse.2016210205 (WoS)

11. Шкерина, Л.В. Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций [Текст] / Л.В. Шкерина, М.В. Литвинцева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. – № 2. – С. 123–127.

12. Нифонтова, Т.Ю. Технология портфолио в формировании профессиональных компетенций студентов [Текст] / Т.Ю. Нифонтова // Преподаватель XXI век. – 2011. – Т. 1. № 3. – С. 17–21.

13. Паршукова, Н.Б. Реализация проектной методики при обучении студентов разработке образовательных порталов [Текст] / Н.Б. Паршукова // Информатизация образования: проблемы и перспективы II Всероссийская науч.-практ. конф.я с международным участием. – Челябинск: ЧГПУ, 2014. – № 1. – С. 83–89.

14. Шефер, О.Р. Комплект оценочных средств для диагностики уровня сформированности компетенций бакалавров педагогического образования по методике обучения и воспитания (информатика, физика) [Текст]: учеб.-методич. пособие / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева, Н.Л. Носова, Н.В. Лапикова. – Челябинск: КрайРа, 2017. – 124 с.

15. Бужинская, Н.В. Методика оценки уровня ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов [Текст] / Н.В. Бужинская // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2016. – № 1(27). – С. 319–324.

16. Давыдова, Н.А. Рейтинговая система оценки учебных достижений студентов: из опыта работы [Текст] / Н.А. Давыдова // Актуальные вопросы развития науки:  сб. ст. международной науч.-практ. конф.: в 6 ч. / отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: БашГУ, 2014. – Ч.3. – С. 46–49.

17. Потапова, М.В. Модель организации производственной педагогической практики в условиях модернизации педагогического образования [Текст] / М.В. Потапова, Е.А. Леонова, Е.А. Селезнева // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – 2016. – № 4 (38). – С. 77– 84.

18. Селезнева, Е.А. Современные подходы в организации и подведении итогов производственной практики в педагогическом вузе: (бакалавриат физико-математического факультета) [Текст]: методическое пособие / Е.А. Селезнева. – Челябинск: Цицеро, 2017. – 52 с.: ил.

19. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

20. Ворсова, Е.В., Снигирева, Т.А. К вопросу о критериях сформированности компетенций [Текст] / Е.В. Ворсова, Т.А. Снигирева // Образование и наука . - 2012. - № 10 (99) . - С. 67-78.