Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Целью исследования является создание моделей диагностики, адекватно отражающей сформированности приемов поиска решений математических задач у будущих бакалавров педагогического образования.
Материалы и методы . В основе разработки моделей диагностики лежит анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта педагога. Описана тестовая система заданий для анализа знаний и умений и творческих заданий для диагностики на уровне владения трудовыми действиями.
Результаты. На основе регрессионного анализа была построена линейная диагностическая модель для обобщенной оценки сформированности компетенций. Для ее создания результаты каждого студента (процент верно выполненных заданий) на уровне знаний, умения и владения сопоставились со средней экспертной оценкой, данной преподавателями вуза и учителями математики в период практики студентов.
Обсуждение. Сопоставление построенной линейной модели с ранее полученными моделями диагностики свидетельствует о ее адекватности.
Заключение. Показано, что разработанная модель применима для диагностики у студентов приемов поиска решения математических задач, что способствует реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование» и Профессионального стандарта педагога.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 04.06.2018 г. № 1/338 по теме «Моделирование в теории и практике математического образования».
диагностика, диагностическая модель, приемы поиска решения математических задач, компетенция, Профессиональный стандарт педагога
• выявлено, что Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.05 Педагогическое образование не вполне соответствует Профессиональному стандарту педагога в области подготовки учителя математики;
• разработан модель диагностики, соответствующая Профессионально стандартная педагогика и позволяющая объективно оценивать сформированность приемов поиска решений у будущих учителей математики;
• выборочная модель диагностики приемов поиска решений в практике обучения студентов-математиков
Суховиенко, Елена Альбертовна МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ПРИЕМОВ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ [Текст] / Елена Альбертовна Суховиенко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4. — С. 106-114. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.69..4..011.
1. Поля Д. Математическое открытие: понимание, изучение и преподавание проблем . Нью-Йорк - Лондон, Джон Уайли и сыновья, 1965. - 216 с.
2. Поля, Д. Как его решить . Принстон, Издательство Принстонского университета, 2014. - 288 с.
3. Поля, Д. Математика и правдоподобное рассуждение . Принстон, Принстонский университет, 1954. - 280 с.
4. Балк, М.Б. О привитии школьникам эвристического мышления [Текст] / М.Б. Балк, Г.Д. Балк // Математика в школе. - 1985. - № 2. - С. 55-60.
5. Демченкова, Н.А. Формирование приемов эвристической деятельности в процессе обучения математике учащихся общеобразовательной школы [Текст] / Н.А. Демченко, И.В. Антонова, Н.В. Разуваева // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика. Психология. – 2015. – № 4 (23). – С. 66–73.
6. Изаак, Д.Ф. Поиски решения геометрической задачи / Д.Ф. Изаак // Математика в школе. – 1998. – № 6. – С. 30–34.
7. Семенов, Е.Е. Размышления об эвристиках [Текст] / Е.Е. Семенов // Математика в школе. – 1995. – № 5. – C. 39–43.
8. Norqvist, M. The effect of explanations on mathematical reasoning tasks. International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2018, vol. 49, no. 1. Р. 15–30. DOI: 10.1080/0020739Х.2017.1340679
9. Jonsson, B., Kulaksiz Y.C., Lithner J. Creative and algorithmic mathematical reasoning: effects of transfer-appropriate processing and effortful struggle. International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2016, vol. 47, no. 8, pp. 1206-1225. DOI: 10.1080/0020739Х.2016.1192232
10. Tyagi, T.K. Is there a causal relation between mathematical creativity and mathematical problem-solving performance? International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2016, vol. 47, no. 3, pp. 388-394. DOI: 10.1080/0020739Х.2015.1075612
11. Marks, D. A Guide to More Sensible Word Problems. Mathematics Teacher, 1994, vol. 87, pp. 610–611.
12. Балк, М. Б. Поиск решения [Текст] / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Дет. лит., 1983. – 143 с.
13. Herr, T., Jonson K. Problem Solving Strategies: Crossing the River with Dogs and Other Mathematical Adventures. Berkeley, Key Curriculum Press, 1994. – 486 p.
14. Суховиенко, Е.А. Информационные технологии педагогической диагностики в обучении : теория и практика [Текст]: монография / Е.А. Суховиенко. – Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2005. – 238 с.
15. Антонова, А.В. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя [Текст] / А.В. Антонова, И.М. Клименко // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 6. – С. 81–86.
16. Dнaz, V., Poblete A.A model of professional competences in mathematics to update mathematical and didactic knowledge of teachers. International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2017, vol. 48, no. 5, pp. 702-714. DOI: 10.1080/0020739Х.2016.1267808
17. Суховиенко, Е.А. Теоретические основы информационных технологий педагогической диагностики [Текст]: моногр. / Е.А. Суховиенко. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2004. – 212 с.
18. Суховиенко, Е.А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика [Текст] / Е.А. Суховиенко // Профессиональное образование. Столица. – 2003. – № 10. – С. 11.
19. Singh B. The development of tests to measure mathematical creativity. International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 1987, vol. 18, no. 2, pp. 181–186. DOI: 10.1080/0020739870180203
20. Цzdemir, B.G., Erdem E., Цrnek T., Soylu Y. Are middle school mathematics teachers able to solve word problems without using variable? International Journal of Mathematical Education in Science and Technology, 2018, vol. 49, no. 1, pp. 85-106. DOI: 10.1080/0020739Х.2017.1349942
21. Суховиенко, Е.А. Математическая модель рейтинговой системы исследований компетенций будущих учителей математики [Текст] / Е.А. Суховиенко // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : ХI Межвузовский сб. науч. труды. - Челябинск: ЧГПУ, 2015. - С. 92-98.