Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.75..4..007
УДК: 371.01: 8РФ
ББК: 74.202.21: 82.3
Л. Г. Ованесян ORCID
Доцент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. А. Клыкова ORCID
Доцент, декан факультета НХТ, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОСОБЕННОСТИ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ ФОЛЬКЛОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСК
Аннотация

Введение. Статья посвящена обзору и анализу фольклорной деятельности в учреждениях основного общего образования г. Челябинск. Последовательно раскрыты предпосылки возникновения интереса к народным традициям и внедрение их в сферу культуры и образования. Дана оценка потенциальных возможностей народной культуры и творчества в деле воспитания и обучения современных детей. Рассмотрены формы, содержание, методы приобщения школьников к фольклорной культуре с точки зрения их оригинальности и степени адаптации к настоящим условиям; выявлены достоинства и недостатки данной деятельности.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются хронологический историко-культурный анализ фольклорного движения в стране и г. Челябинск и внедрения фольклорных традиций в образовательный процесс, определение используемых понятий; изучение научной литературы и интернет источников, методических разработок и проектных программ по приобщению школьников к народной традиционной культуре; наблюдение и оценка текущих процессов в области фольклорной деятельности образовательных учреждений; интервьюирование педагогического состава школ, изучение фольклорно-экспедиционных материалов по Челябинской области.

Результаты. Прослежен путь актуализации и внедрения народного творчества и традиций в структуру дополнительного образования на экспериментальных площадках челябинских школ в форме уроков фольклора и народоведения, музея народного быта, научно-учебных и творческие центров. Проведен анализ и оценка качества, определены достоинства и недостатки фольклорной деятельности МОУ.

Обсуждение. Фольклорная культура, этнопедагогика являются источником идей, методов и инновационных образовательных программ и технологий.

Заключение. Делается вывод о состоянии и перспективах фольклорной деятельности в учреждениях общего образования Челябинска, выявляются проблемы в сфере внедрения и оценки педагогической значимости народной традиционной культуры, народоведческих знаний и реформирования в образовании, подготовки педагогических кадров, недооценка руководства школ педагогической значимости, и как следствие проявление пассивности к народному наследию и сворачивание фольклорной деятельности в учреждениях. Выявлены недостатки и отмечены достижения в содержательно-оформительской части музейной и творческой работы, продуктивности некоторых инновационных проектов.

Ключевые слова

фольклор, фольклорное движение, фольклорная деятельность, образовательные учреждения, экспериментальные программы, инновации, Челябинск, школьный музей, музейная педагогика, традиционная народная культура, стилизация

Основные положения

проведен хронологический историко-культурный анализ современной ситуации в области внедрения фольклорных традиций в образовательный процесс;

отмечены меры по реформированию образовательной системы в годы распада СССР и перестройки, способствующие отходу от унифицированной модели школьного образования, переходу на вариативное обучение, что создало благоприятные условия для появления экспериментальных площадок и проектов;

даны характеристики форм, содержания, теоретико-методического основания фольклорной деятельности в образовательных учреждениях г. Челябинск;

выявлены достижения и недостатки по внедрению народных традиций и творчества как средства обучения и воспитания молодого поколения в современных образовательных учреждениях

Цитировать публикацию

Ованесян, Л. Г.  ОСОБЕННОСТИ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ ФОЛЬКЛОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСК [Текст] / Л. Г. Ованесян, Л. А. Клыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 65-73. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.75..4..007.

Библиографический список

1. Килина, И.В. Фольклор и его потенциал в процессе формирования духовно-нравственной личности в современном обществе [Текст] // Фольклор как средство этнокультурного образования школьников в полиэтническом регионе: материалы всероссийской научно-практической конференции: 16 марта 2012 г. / отв. ред. М.Г. Заббарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – С. 11–12.

2. Гусев, В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры [Текст] / В.Е. Гусев // В диапазоне гуманитарного знания: сб. к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 490 с.

3. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко. – М.: Вече 2000, 2003 . – 512 с.

4. Гусев, В.Е. Фольклорные ансамбли как форма современного фольклоризма [Текст] / В.Е. Гусев // Традиции и современность в фольклоре. – М.: Наука, 1988. – С. 208–210.

5. Жуланова, Н.И. ХХ век: Молодежное фольклорное движение. Краткий обзор истории становления и тенденций развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openlesson.ru/?p=4368. – [Дата обращения: 01.09.2018].

6. Закон РФ об образовании от 10 июля 1992 года №3266-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/. – [Дата обращения: 01.09.2018].

7. Багина, Н.Н.Народная словесность [Текст]: метод. пособие для учителей начальной школы, учителей музыки, библиотекарей. Ч.1 / Н.Н. Багина, Н.П. Кузьмина. – Челябинск, 1993. – 169 с.

8. Ованесян, Л.Г. Уроки фольклора в школе [Текст]: методические разработки для начальных классов / Л.Г. Ованесян. – Челябинск, 1993. – 47 с.

9. Лазарев, А.И. Народоведение [Текст]: программа для учащихся средней школы. – Челябинск: ЧелГУ, 1996. – 30 с.

10. Деятельность музеев образовательных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chel-edu.ru/additional/spravochnik/muzei/. – [Дата обращения: 01.09.2018].

11. Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 «Кадетская (казачья) школа» г. Челябинск, 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kadet22chel.narod.ru/public_doklad_2013.doc. – [Дата обращения: 01.09.2018].

12. Ованесян, Л.Г. Уральское поселение [Текст]: методическое пособие / Л.Г. Ованесян. – Челябинск, 2014. – 94 с.