Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Статья посвящена обзору и анализу фольклорной деятельности в учреждениях основного общего образования г. Челябинск. Последовательно раскрыты предпосылки возникновения интереса к народным традициям и внедрение их в сферу культуры и образования. Дана оценка потенциальных возможностей народной культуры и творчества в деле воспитания и обучения современных детей. Рассмотрены формы, содержание, методы приобщения школьников к фольклорной культуре с точки зрения их оригинальности и степени адаптации к настоящим условиям; выявлены достоинства и недостатки данной деятельности.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются хронологический историко-культурный анализ фольклорного движения в стране и г. Челябинск и внедрения фольклорных традиций в образовательный процесс, определение используемых понятий; изучение научной литературы и интернет источников, методических разработок и проектных программ по приобщению школьников к народной традиционной культуре; наблюдение и оценка текущих процессов в области фольклорной деятельности образовательных учреждений; интервьюирование педагогического состава школ, изучение фольклорно-экспедиционных материалов по Челябинской области.
Результаты. Прослежен путь актуализации и внедрения народного творчества и традиций в структуру дополнительного образования на экспериментальных площадках челябинских школ в форме уроков фольклора и народоведения, музея народного быта, научно-учебных и творческие центров. Проведен анализ и оценка качества, определены достоинства и недостатки фольклорной деятельности МОУ.
Обсуждение. Фольклорная культура, этнопедагогика являются источником идей, методов и инновационных образовательных программ и технологий.
Заключение. Делается вывод о состоянии и перспективах фольклорной деятельности в учреждениях общего образования Челябинска, выявляются проблемы в сфере внедрения и оценки педагогической значимости народной традиционной культуры, народоведческих знаний и реформирования в образовании, подготовки педагогических кадров, недооценка руководства школ педагогической значимости, и как следствие проявление пассивности к народному наследию и сворачивание фольклорной деятельности в учреждениях. Выявлены недостатки и отмечены достижения в содержательно-оформительской части музейной и творческой работы, продуктивности некоторых инновационных проектов.
фольклор, фольклорное движение, фольклорная деятельность, образовательные учреждения, экспериментальные программы, инновации, Челябинск, школьный музей, музейная педагогика, традиционная народная культура, стилизация
• проведен хронологический историко-культурный анализ современной ситуации в области внедрения фольклорных традиций в образовательный процесс;
• отмечены меры по реформированию образовательной системы в годы распада СССР и перестройки, способствующие отходу от унифицированной модели школьного образования, переходу на вариативное обучение, что создало благоприятные условия для появления экспериментальных площадок и проектов;
• даны характеристики форм, содержания, теоретико-методического основания фольклорной деятельности в образовательных учреждениях г. Челябинск;
• выявлены достижения и недостатки по внедрению народных традиций и творчества как средства обучения и воспитания молодого поколения в современных образовательных учреждениях
Ованесян, Л. Г. ОСОБЕННОСТИ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ ФОЛЬКЛОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСК [Текст] / Л. Г. Ованесян, Л. А. Клыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4. — С. 65-73. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.75..4..007.
1. Килина, И.В. Фольклор и его потенциал в процессе формирования духовно-нравственной личности в современном обществе [Текст] // Фольклор как средство этнокультурного образования школьников в полиэтническом регионе: материалы всероссийской научно-практической конференции: 16 марта 2012 г. / отв. ред. М.Г. Заббарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – С. 11–12.
2. Гусев, В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры [Текст] / В.Е. Гусев // В диапазоне гуманитарного знания: сб. к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 490 с.
3. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко. – М.: Вече 2000, 2003 . – 512 с.
4. Гусев, В.Е. Фольклорные ансамбли как форма современного фольклоризма [Текст] / В.Е. Гусев // Традиции и современность в фольклоре. – М.: Наука, 1988. – С. 208–210.
5. Жуланова, Н.И. ХХ век: Молодежное фольклорное движение. Краткий обзор истории становления и тенденций развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openlesson.ru/?p=4368. – [Дата обращения: 01.09.2018].
6. Закон РФ об образовании от 10 июля 1992 года №3266-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/. – [Дата обращения: 01.09.2018].
7. Багина, Н.Н.Народная словесность [Текст]: метод. пособие для учителей начальной школы, учителей музыки, библиотекарей. Ч.1 / Н.Н. Багина, Н.П. Кузьмина. – Челябинск, 1993. – 169 с.
8. Ованесян, Л.Г. Уроки фольклора в школе [Текст]: методические разработки для начальных классов / Л.Г. Ованесян. – Челябинск, 1993. – 47 с.
9. Лазарев, А.И. Народоведение [Текст]: программа для учащихся средней школы. – Челябинск: ЧелГУ, 1996. – 30 с.
10. Деятельность музеев образовательных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chel-edu.ru/additional/spravochnik/muzei/. – [Дата обращения: 01.09.2018].
11. Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 «Кадетская (казачья) школа» г. Челябинск, 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kadet22chel.narod.ru/public_doklad_2013.doc. – [Дата обращения: 01.09.2018].
12. Ованесян, Л.Г. Уральское поселение [Текст]: методическое пособие / Л.Г. Ованесян. – Челябинск, 2014. – 94 с.