Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: DOI: 10.25588/CSPU.2018.19..4..006
УДК: 378.14
ББК: 74.409
Наталья Михайловна Легачева ORCID
Алтайский государственный университет, старший преподаватель
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ларина Валерьевна Швецова ORCID
Алтайский государственный университет, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Елена Владимировна Мардасова ORCID
Алтайский государственный университет, старший преподаватель
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Юлия Вячеславовна Козырева ORCID
доцент, Алтайский государственный университет, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБ-РАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕХНОПАРКА «КВАНТОРИУМ.22»)
Аннотация

Введение. В ходе исследования рассмотрена новая инновационная модель дополнительного образования для талантливых детей и молодежи – «Кванториум». Показаны причины реализации основных направлений Кванториума в Алтайском крае. Выявлены перспективы и проблемы работы данной модели.

Материалы и методы. Образовательные программы Кванториумов основываются на выполнении реальных технологических кейсов с привитием учащимся навыков исследовательской и изобретательской деятельности. В процессе работы над проектом ученики получают не только научно-технические hart skills (харт-компетенции), но и надпредметные навыки – soft skills (софт-компетенции).

Результаты. Геоквантум размещен на базе КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат». Контингент представлен учащимися начальной и средней школы (с 3 по 9 классы). В перспективе планируется вовлекать в работу учащихся 10–11 классов. Геоквантум как направление «Кванториум.22» тесно сотрудничает с высшими учебными заведениями края.

Обсуждение. В работе Геоквантума как направления детского технопарка «Кванториум.22» возникают проблемы организационного, методического и технического характера.

Заключение. Созданный в Алтайском крае «Кванториум.22» станет генератором современных идей развития региона, что будет способствовать разработке перспективных проектов для отдельных отраслей промышленности края, в том числе и агропромышленного комплекса, туризма, медицины. Работа Геоквантума как отдельного направления «Кванториум.22» позволит учащимся осуществлять сбор, обработку и анализ географической информации (пространственных данных) с использованием современного высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения в целях создания проектов и применения результатов в хозяйственной деятельности региона.

Ключевые слова

инновационная модель, дополнительное образование, Кванториум, Геоквантум, hart skills (харт-компетенции), soft skills (софт-компетенции), геоинформационные системы, беспилотные летательные аппараты, данные дистанционного зондирования Земли, конкурс «ЮниКвант»

Основные положения

выявлены основные направления работы Кванториума, перспективы и проблемы развития данной модели образования;

на основе анализа теоретических источников сделан обзор работы сети технопарков «Кванториум» на территории Российской Федерации;

разработано содержание образовательных модулей Геоквантума как направления «Кванториум.22»

Цитировать публикацию

Легачева, Наталья Михайловна  РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБ-РАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕХНОПАРКА «КВАНТОРИУМ.22») [Текст] / Наталья Михайловна Легачева, Ларина Валерьевна Швецова, Елена Владимировна Мардасова, Юлия Вячеславовна Козырева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 52-64. — DOI: DOI: 10.25588/CSPU.2018.19..4..006.

Библиографический список

1. Соболь, Т.С. Биоквантум – как естественнонаучное направление федерального детского технопарка «Кванториум» [Текст] / Т.С. Соболь // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сб. статей Международной науч.-практ. конф.: в 6 ч. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 93–95.

2. Панюков, Д.И. Сеть технопарков «Кванториум» как основа технологического рывка [Текст] / Д.И. Панюков, Д.Ю. Винокурова // Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук: сборник научных трудов международной научно-теоретической конференции. Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации». – Казань: Печать-Сервис XXI век, 2017. – С. 195–196.

3. Чайка, А.Н. Кванториум – новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук МБОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум» [Текст] / А.Н. Чайка // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 3(4). – С. 122–124.

4. Назарова, Г.А. «Кванториум» как флагманский проект в сфере дополнительного образования детей [Текст] / Г.А. Назарова, С.А. Уварова, С.Н. Федотова // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 декабря, 2017 г., г. Самара): в 2 ч.– Уфа: Аэтерна, 2017. – Ч. 2. – С. 53 – 54.

5. Кванториум. Начало. Логика и перспективы развития федеральной сети детских технопарков [Текст] / под ред. Сергеевой Н.Н. – М.: ФНФРО, 2017. – 103 с.

6. Авдонина, Д.С. Кванториум [Текст] / Д.С. Авдонина, Ю.В. Бочкарева // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина, 2017. – С. 334 – 337.

7. Цветкова, Н.Ч. Перспективы развития эколого-биологического образования в рамках открытия детского технопарка «Кванториум» [Текст] / Н.Ч. Цветкова // Эволюционные и экологические аспекты изучения живой материи: материалы I Всероссийской науч. конф.: в 4 кн. – Череповец: Изд-во Череповецкого гос. ун-та, 2017. – С. 146–150.

8. Назарова, Г.А. Развитие естественнонаучного направления в федеральных детских технопарках «Кванториум» [Текст] / Г.А. Назарова, Т.С. Соболь, С.А. Уварова // Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы: сборник статей Международной науч.-практ. конф. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С. 38 – 39.

9. Краткий обзор передовых практик дополнительных общеобразовательных программ технической направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся: «Национальная технологическая инициатива», «Новая модель дополнительного образования», «JUNIORSKINS» [Текст] / под ред. Ройтблата О.В. // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2016. – № 1. – С. 60–61.

10. Андриянцева, С.А. Исследовательская деятельность школьников 12–13 лет направления «Ноноквантум» детского технопарка «Кванториум» г. Липецк [Текст] / С.А. Андриянцева, Е.М. Красникова, И.А. Лупова // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос  гуманитарно-педагогического ун-та, 2017. – С. 11–13.

11. Пятых, К.Н. Адаптация идей «Устойчивого умного города» для детей посредством кванториумов [Текст] / К.Н. Пятых // Материалы III Международной научной конференции: «Молодежь, наука, технологии: новые идеи и перспективы. – Томск: Изд-во Томского гос. архитектурно-строительный ун-та, 2016. – С. 75–80.

12. Андрейчук, А.В. Интеллектуальное развитие детей посредством формирования информационного образовательного пространства в детском технопарке «Кванториум» [Текст] / А.В. Андрейчук // Наука через призму времени. – 2017. – № 3 (3). – С. 106–109.

13. Кумейко, Ю.Н. Формирование и развитие творческих способностей детей в Белгородском региональном детском технопарке «Кванториум» [Текст] / Ю.Н. Кумейко, Г.А. Назарова, С.А. Уварова // Современные условия взаимодействия науки и техники: сб. статей по итогам Международной науч.-практ. конф.: в 3 ч.– Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. – Ч.3. – С. 96–98.

14. Коста, А.А. Технопарк «Кванториум» как площадка для развития научной деятельности среди школьников и студентов города Липецка [Текст] / А.А. Коста, Д.О. Кобзев // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. (заочной) с международным участием. – Ульяновск:  Зебра, 2017. – С. 189–191.

15. Митрофанова, Т.В. Информационные технологии при организации проектной деятельности в системе дополнительного образования [Текст] / Т.В. Митрофанова, С.С. Сорокин, Т.Н. Копышева // Ученые записки ИСГЗ. – 2017. – № 1 (15). – С. 386–390.

16. Шафранов-Куцев, Г.Ф. Исследование конкурентоориентированности современных старшеклассников: актуальные тенденции и перспективы формирования (на примере Тюменской области) [Текст] / Г.Ф. Шафранов-Куцев, Л.В. Гуляева // Интеграция образования. – 2017. – Т.21. – № 4(89). – С. 651 – 668. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.651-668.

17. Косарецкий, С.Г. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания [Текст] / С.Г. Косарецкий, Б.В. Куприянов, Д.С. Филиппова // Вопросы образования. – 2016. – № 1. – С. 168 – 190. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190.

18. Мишина, Т.О Формирование компетенций педагога дополнительного образования в детском технопарке «Кванториум» [Текст] / Т.О. Мишина, С.М. Конюшенко // Сборник материалов III Международной науч.-прак. конф.: в 2 т.– Чебоксары:  Интерактив плюс, 2017. – Т. 1. – С. 137–139.

19. Першина, О.П. Особенности образовательного процесса в детском технопарке. Методика управления проектами SCRUM [Текст] / О.П. Першина // Перспективы науки. – 2017. – № 12(99). – С. 62 – 65.

20. Дахин, А.Н. Школьные реформы: от проектного обучения к образовательной компетентности [Текст] / А.Н. Дахин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2016. – Т. 8. – № 4. – С. 23 – 29. DOI: 10.14529/ped16403.

21. Никифоров, В.В Новые методы работы с ГИС в детском технопарке «Кванториум» [Текст] / В.В. Никифоров // VI Семеновские чтения: наследие П.П. Семенова-Тян-Шанского и современная наука: материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения П.П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк: Изд-во Липецкого гос. пед. ун-та им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. – С. 102.

22. Быстров, А.Ю. Применение геоинформационных технологий в дополнительном школьном образовании [Текст] / А.Ю. Быстров, Д.С. Лубнин, С.С. Груздев, М.В. Андреев, Д.О. Дрыга, Ф.В. Шкуров, Ю.В. Колосов // Экология. Экономика. Информатика: сб. ст.: в 2 т. – Ростов-н/Д.:  Южный науч. центр РАН, 2016. – Т. 2. – С. 42–47.

23. Быстров, А.Ю. Геоквантум тулкит [Текст] / А.С. Быстров. – М.: Изд-во ФНФРО, 2017. – 128 с.