Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.40..4..003
УДК: 378:42(07)
ББК: 74.480.26:81.432.1-9
Елизавета Владимировна Калугина ORCID
доцент, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Галина Александровна Демакова ORCID
доцент, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Лилия Борисовна Довгополова ORCID
доцент, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Наталия Евгеньевна Почиталкина ORCID
доцент, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СУПЕРВИЗИЯ: ПРОГРЕССИВНЫЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность процесса целевой супервизии для повышения эффективности подготовки будущих учителей иностранного языка в период прохождения ими производственной практики. Цель настоящей статьи – представить результаты исследования по формированию профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка посредством включения ресурса супервизии в образовательный процесс.

Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также проектирование и описание модели формирования профессиональных компетенций, отражающей специфику включения ресурса супервизии в профессиональную подготовку будущего учителя иностранного языка.

Результаты. Обозначены масштабы включения супервизии в современное образование. Раскрыта сущность, формы и структура супервизии как важнейшего эмерджентного компонента формирования профессиональных компетенций будущего учителя иностранного языка, проведен анализ содержания деятельности и определен алгоритм работы супервизора и будущего учителя, спроектирована модель формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка посредством супервизии, выявлены возможности ресурса супервизии для повышения качества профессиональной подготовки.

Обсуждение. Производственная педагогическая практика в современных условиях должна представлять собой прогрессивную форму профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, направленную на формирование профессиональных компетенций, приобретение практических знаний, умений и навыков, накопление личного опыта педагогической деятельности и профессиональной мобильности, освоение современных методических приемов, методов и технологий. Включение супервизии в производственную практику позволит усилить практическую подготовку будущих учителей иностранного языка.

Заключение. Включение ресурса супервизии в образовательный процесс способствует эффективному развитию профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка и приводит к повышению качества профессиональной подготовки.

Благодарности.Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР No 1/330 от 04 июля 2018 г. по теме «Теория и практика подготовки специалистов в высшем образовании».

Ключевые слова

супервизия, супервизор, будущий учитель иностранного языка, модель формирования профессиональных компетенций

Основные положения

• определено понятие супервизии, проанализированы сущностные особенности ее включения в образовательный процесс для формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка;

• разработана и описана модель формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка посредством супервизии;

• выявлены возможности ресурса супервизии для повышения качества профессиональной подготовки

Цитировать публикацию

Калугина, Елизавета Владимировна  СУПЕРВИЗИЯ: ПРОГРЕССИВНЫЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / Елизавета Владимировна Калугина, Галина Александровна Демакова, Лилия Борисовна Довгополова, Наталия Евгеньевна Почиталкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 26-34. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.40..4..003.

Библиографический список

1. Матушак, А.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.Ф. Матушак // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы. – 2016. – С. 216 – 218.

2. Калугина, Е.В. Реализация педагогической технологии формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности [Текст] / Е.В. Калугина, Е.А. Столбова, В.С. Цилицкий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №10. – С. 30–35.

3. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [Текст] / Т.М. Ковалева, М.Ю. Чередилина. – М:. Авторский клуб, 2017. – 56 с.

4. Gordon, R.M., Wang, X., Tune, J. Comparing psychodynamic teaching, supervision, and psychotherapy over videoconferencing technology with Chinese students, Psychodynamic Psychiatry, Guilford Press, USA, 2015, pp. 585 – 599.

5. Kozar, O. The face private tutoring in Russia: evidence from online marketing by private tutors, Research in comparative and international education. United Kingdom. 2013, pp. 74 – 86. DOI: 10.2304/rcie.2013.8.1.74.

6. Rakovshik, S.G., McManus, F., Vazquez-Montes, M., Muse, K., Ougrin, D. Is supervision necessary? Examining the effects of internet-based CBT training with and without supervision, Journal of consulting and clinical psychology, American Psychological Association (PsycARTICLES), USA, 2016, pp. 191–199. DOI: 10.1037/ccp0000079.

7. Palesy, D., Billett, S. Learning manual handling without direct supervision or support: a case study of home care workers, Social work education, Great Britain, 2017. Р. 273–288. DOI: 10.1080/02615479.2016.1218457.

8. Wood, W.B., Tanner, K.D. The role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class, CBE-Life Sciences Education, USA, 2012, pp. 3 – 9. DOI: 10.1187/cbe.11-12-0110

9. Roscoe Rod, D., Chi Michelene, T.H. Understanding tutor learning: knowledge-building and knowledge-telling in peer tutors’ explanation and questions, Review of educational research, Sage Publications, United Kingdom, 2007, pp. 534–574. DOI: 10.3102/0034654307309920

10. Dolmans, D.H., Gijselaers, W.H., Moust, J.H., de Grave W.S., Wolfhagen I.H., van der Vleuten C.P. Trends in research on the tutor in problem-based learning: conclusions and implications for educational practice and research. Med Teach. USA, 2002, pp. 173–180. DOI: 10.1080/01421590220125277

11. Яковлев, Е.В. Супервизия как педагогический феномен [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковле-
ва // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – №10. – С. 9–13.

12. Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство [Текст]: учеб. пособие / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – М.: Юрайт, 2017. – 403 с.

13. Guslyakova, N.I, Guslyakova, A.V. [The role pedagogical reflection in the process of university students’ professional training]. 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation. The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). Spain, 2017, pp. 8716–8722. DOI: 10.21125/iceri.2017.2388

14. Землянская, Е.Н. Супервизия начинающего учителя как механизм реализации дидактической системы оригинал модель [Текст] / Е.Н. Землянская // Гносеологические основы образования: сб. науч. тр. – Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина. – 2015. – С. 31–35.

15. Грибоедова, Ю.Г. Супервизия как метод развития профессионального самопознания специалистов разных профессий [Текст] / Ю.Г. Грибоедова, Т.Б. Булыгина // Психология и современный мир. – Архангельск: САФУ им. М.В. Ломоносова. – 2016. – С. 180–183.

16. Афанасьева, О.Ю. Целеполагание как фактор повышения эффективности планирования урока иностранного языка [Текст] / О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова, Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 9. – С. 14–18.

17. Калугина, Е.В. Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов [Текст] / Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – №7. – С. 44–49.

18. Калугина, Е.В. Практика тьюторства Челябинского государственного педагогического университета [Текст] / Е.В. Калугина // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. – 2014. – № 1(14). – С. 33–37.

19. Fedotova, M.G., Afanasyeva, O.U., Smirnova, M.V. [The significance of global competence and its influence on teacher training process] 4th SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society: Conference Proceedings. Bulgaria.Vol. 2. Psychology. 2017, Book 3. Р. 609–616. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/35/S13.080

20. Xiao, J. Tutors’ influence on distance language students’ learning motivation: voices from learners and tutors, Distance education, Carfax Publishing Ltd, United Kingdom, 2012. Р. 365–380, DOI: 10.1080/01587919.2012.723167.