Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье представлены результаты изучения взаимосвязи интернет-аддикции и академической мотивации студентов, полученные на материале исследования 247 студентов 1-4-х курсов гуманитарных и физико-математических специальностей педагогического университета. Цель – выявить особенности академической мотивации студентов гуманитарного и физико-математического профилей и ее взаимосвязь с уровнем сформированности интернет-зависимости.
Материалы и методы.Основными методами исследования являются: анализ научной литературы, посвященной проблеме академической мотивации студентов и аддиктивного поведения; методы диагностики, включающие тестирование с помощью опросника «Шкалы академической мотивации» и «Internet Addiction Test».
Результаты. Проанализированы эмпирические данные исследования академической мотивации и уровня сформированности интернет-зависимости будущих педагогов; проанализированы различия академической мотивации студентов, обучающихся на факультетах гуманитарной и естественно-математической направленности, а также степень сформированности интернет-зависимости у будущих учителей.
Обсуждение. Подчеркивается, что уровень сформированности академической мотивации и интернет-зависимости студентов гуманитарного и физико-математического факультетов не имеет существенных различий. Существует прямая корреляция уровня сформированности интеренет-зависимости и академической мотивацией студентов в аспекте мотивации саморазвития и самоуважения.
Заключение. Формирование академической мотивации протекает более успешно у студентов с низким уровнем интернет-зависимости.
академическая мотивация, интернет-аддикция, студенты педвуза
• совокупная выборка студентов разной гуманитарного и физико-математического профилей проявляет средний уровень сформированности академической мотивации;
• по результатам исследования сформированности интернет-аддикции выявлено, что треть студентов из совокупной выборки являются интернет-зависимыми, обычными пользователями интернета являются менее 10% респондентов;
• на статистическом уровне выявлена взаимосвязь между уровнем сформированности интернет-аддикции и академической мотивацией будущих учителей по шкалам «мотивация саморазвития» и «мотивация самоуважения»
Волчегорская, Евгения Юрьевна ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА [Текст] / Евгения Юрьевна Волчегорская, Марина Владимировна Жукова, Елена Владимировна Фролова, Ксения Игоревна Шишкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4. — С. 17-25. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.81..4..002.
1. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция, профилактика [Текст]: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
2. Дрепа, М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента [Текст] / М.И. Дрепа // Вестник ТГПУ. – 2009. №4. – С. 75–81.
3. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость – патология XXI века? [Текст] / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. – 2000. – Т. 6.– №1. – С. 11–13.
4. Цимберова, Е. Интернет-зависимость – современная проблема молодежи [Текст] / Е.И. Цимберова, Н.Л. Бацурова, Д.О. Щурко // Здоровье и окружающая среда: сб. науч. трудов. – Минск, 2002. – С. 341–345.
5. Антилогова, Л.Н. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов [Текст] / Л.Н. Антилогова, Д.В. Лазаренко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 2. – С. 40–44.
6. Жичкина, А.Е. Пространство, населенное другими [Текст] /А.Е. Жичкина // Интернет. – 1999. – № 16. – С. 76–81.
7. Чудова, И.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета [Текст] // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 1. – С. 113–117 (WoS).
8. Менделевич, В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) [Текст] / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. – 2003. – № 2. – С. 153–158.
9. Davis, R.A. (2001), A cognitivebehavioral model of pathological Internet use. Computers in Human Behavior. 17, 187-195. DOI: 10.1016/S0747-5632(00)00041-8 (WoS).
10. Hamburger, Y.A. Ben-Artzi, E. (2000), The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet. Computers in Human Behaviour. 16, 441-449. DOI: 10.1016/S0747-5632(00)00017-0 (WoS).
11. Orzack, M.H. (1998), Computer addiction: What is it? Psychiatric Times. 15 (8), 34–38.
12. Тончева, А.В. Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью [Электронный ресурс] / А.В. Тончева. – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/128PVN613.pdf [Дата обращения 27.09.2018].
13. Бобровицкая, С.В. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз [Текст] / С.В. Бобровицкая // Психологическая служба образования. – СПб., 1997. – С. 26–29.
14. Малошонок, Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н. Г. Малошонок, Т. В. Семенова, Е. А. Терентьев // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 56–81. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-56-85 (WoS, Scopus).
15. Медведева, Т.Н. Особенности учебной мотивации у студентов ВУЗа [Текст] / Т.Н. Медведева, Е. Пешкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 16–20. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95595.htm. [Дата обращения 27.09.2018].
16. Крылова, А.В. Методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов [Текст] / А.В. Крылова, И.А. Игнаткова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 1–2. – С. 323–326. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11192 [Дата обращения: 29.09.2018].
17. Дворецкая, Т.А. Динамика направленности учебной мотивации у студентов разных курсов в течение учебного года / Т.А. Дворецкая, Л.Р. Ахмадиева // Профессиональное образование в современном мире. – 2018. – Т. 8. – № 2. – С. 1924 – 1933. DOI: 10.15372/PEMW20180222
18. Гордеева, Т.О. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов / Т.О. Гордеева, О.А. Сычева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2017. – № 1. – С. 67–87. DOI: 10/11621/vsp2017/01/69.
19. DiPerna, J.C. (1999), Development and validation of the academic competence evaluation scales. Journal of Psychoeducational Assessment. 17 (3), 207–225 (WoS, Scopus).
20. McClelland, D.C., Atkinson, J.W., Clark, R.A., Lowell, E.L. (1953), Century psychology series. The achievement motive. East Norwalk, CT, US: Appleton-Century-Crofts. 386. DOI: 10.1037/11144-000.
21. Wigfield, A., Eccles, J.S. (2002), The development of competence beliefs, expectancies for success, and achievement values from childhood through adolescence. Development of achievement motivation. 91–120. DOI: 10.1016/B978-012750053-9/50006-1/.
22. Vallerand, R.J., Pelletier, L.G., Blais, M.R., Briere, N.M., Seneca, C.B. (1992), Academic motivation scale (AMSC 28): College version. Educational and Psychological Measurement. 52, 1003–1017.
DOI: 10.1177/0013164492052004025 (WoS, Scopus).
23. Deci, E.L., Ryan, R.M. (2000), The «what» and «why» of goal pursuits: human eeds and the self determination of behavior. Psychological Inquiry. 11, 227–268. DOI: 10.1207/S15327965PLI1104_01. WoS, Scopus.
24. Гордеева, Т.О. Опросник «Шкалы академической мотивации» [Текст] / Т.О. Гордеева, О.А.Сычев, Е.Н. Осин // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 98–109 (WoS, Scopus).
25. Young, K.S. (2004), Internet Addiction. A New Clinical Phenomenon and Its Consequences. American behavioral scientist. 48 (4), 402–415. DOI: 10.1177/0002764204270278 (WoS, Scopus).