Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 4 Психологические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.87..4..016
УДК: 378
ББК: 74.48
Асем Кумаровна Бисембаева ORCID
Костанайский государственный педагогический университет, старший преподаватель
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. В. Сиврикова ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация

Введение. Актуальность исследования продиктована необходимостью формирования компетенций, позволяющих специалистам эффективно разрешать конфликты. Его целью стало разработка технологии формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов.

Материалы и методы. В статье представлены результаты формирующего эксперимента, проведенного с 2013 по 2017 гг. на базе РГП ПХВ «Костанайский государственный педагогический институт» и АО «Костанайский социально-технический университет имени академика З. Алдамжара». В исследовании принимали участие 234 студента, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогика и психология». Для сбора эмпирических данных использовались методы: опрос, тестирование и наблюдение. Для проверки эффективности предложенной технологии использовался педагогический эксперимент с пре- и пост-тестированием уровня сформированности конфликтологической комптентности педагогов-психологов.

Результаты и их обсуждение. Технология формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов-психологов, представленная в статье, включает шесть блоков: целевой, методологический, содержательный, методико-технологический, оценочно-критериальный и результативный.

Результаты эксперимента показали, что применение предложенной технологии приводит к росту числа студентов с высоким уровнем знаний конфликтологии, навыков разрешения конфликтов, умения управлять своими эмоциями. Также технология позволяет развивать ряд профессиональных качеств педагога-психолога.

Заключение. В ходе исследования было установлено, что формирование конфликтологической компетентности педагогов-психологов возможно благодаря реализации следующих условий: a) инкорпорирование будущих педагогов-психологов в информационное пространство конфликтологии на весь период обучения; b) использование инновационных интерактивных технологий обучения, активизирующих конфликтологическую деятельность обучающихся; c) ориентация студентов на самообразовательную конфликтологическую деятельность.

Ключевые слова

конфликтологическая компетентность, разрешение конфликтов, обучение педагогов, обучение психологов, компетентностный подход, медиация

Основные положения

• низкий уровень конфликтологической подготовки студентов отмечают преподаватели и выпускники вузов;

• в структуру конфликтологической компетентности входят когнитивный, практико-ориентированный и оценочно-рефлексивный компоненты;

• технология формирования конфликтологической компетентности может быть эффективной за счет реализации трех условий: погружение в информационное пространство конфликтологии; активизация конфликтологической деятельности; самообразование в области конфликтологии

Цитировать публикацию

Бисембаева, Асем Кумаровна  ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ [Текст] / Асем Кумаровна Бисембаева, Н. В. Сиврикова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  4. — С. 147-154. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.87..4..016.

Библиографический список

1. Шамликашвили, Ц.А. Медиация как междисциплинарная наука и социально значимый институт­ [Текст] / Ц.А. Шамликашвили // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – C. 5–14.

2. Vandergoot, S., Sarris, A., Kirby, N., Ward, H. Exploring undergraduate students' attitudes towards interprofessional learning, motivation-to-learn, and perceived impact of learning conflict resolution skills. Journal of interprofessional care, 2018, Vol. 32, no, 2. Р. 211–219. DOI: 10.1080/13561820.2017.1383975

3. Cheng, F. K. Mediation skills for conflict resolution in nursing education. Nurse Education in Practice, 2015, no.15, рр. 310-313. DOI: 10.1016/j.nepr.2015.02.005

4. Ttofi Maria, M., Farrington David, P. Effectiveness of school-based programs to reduce bullying: a systematic and meta-analytic review. Journal of Experimental Criminology, 2011, Vol. 7(1). Р. 27–56. DOI: 10.1007/s11292-010-9109-1

5. Turk F. Evaluation of the Effects of Conflict Resolution, Peace Education and Peer Mediation: A Meta-Analysis Study. International Education Studies, 2018, Vol. 11, no. 1, рр. 25–43. DOI:10.5539/ies.v11n1p25

6. Malizia D.A.; Jameson J.K. Hidden in plain view: The impact of mediation on the mediator and implications for conflict resolution education. Conflict resolution quarterly, 2018, Vol. 35, no. 3. Р. 301–318. DOI: 10.1002/crq.21212

7. Akgun S., Araz A. The effects of conflict resolution education on conflict resolution skills, social competence, and aggression in Turkish elementary school students. Journal of Peace Education, 2014, Vol. 11:1, pp. 30–45. DOI: 10.1080/17400201.2013.777898

8. Kabasakal Z. T., Sağkal A. S., Tьrnьklь A. Effects of Peace Education Program on the Violence Tendencies and Social Problem Solving Skills of Students. Education and Science, 2015, Vol. 40, no. 182. Р. 43–62. DOI: 10.15390/EB.2015.4704

9. Kasik N. C., Kumcagiz H. The effects of the conflict resolution and peer mediation training program on self-esteem and conflict resolution skills. InternationalJournal of Academic Research, 2014, Vol. 6(1), Р. 179–186. DOI: 10.1080/17400201.2013.777898

10. Кильмашкина, Т.Н. Теоретическое обоснование курса повышения квалификации в области управления конфликтами в организации [Текст] / Т.Н. Кильмашкина, Г.П. Лозовицкая, Р.В. Чиркина, А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 6.– C. 130–140. DOI: 10.17759/pse.2017220612

11. Никулина, И.В. Формирование конфликтологической компетентности преподавателя ВУЗа [Текст] / И.В. Никулина, Н.В. Соловова // Высшее образование в России. – 2018. – № 2. – С. 95–102.

12. Крылова, Т.А. Конфликтологическая компетентность курсантов как фактор противостояния стрессам [Текст] / Т.А. Крылова // Universum: психология и образование. – 2016. – № 11 (29). – С. 4.

13. Шишкина, Е. В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом колликтиве [Текст] / Е.В. Шишкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – № 6.– С. 105–112.

14. Бисембаева, А.К. Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности будущих педагогов-психологов [Текст] / А.К. Бисембаева // Педагогическое образование в России. – 2017. – №o. 3. С. 84–89.

15 .Cominelli L. Training young lawyers in the European mediation framework: it’s time to devise a new pedagogy for conflict management and dispute resolution. The Italian Law Journal, 2016, Vol. 02, no. 01. Р. 163–176. DOI: 10.2139/ssrn.2772084.