Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 5 (165) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2021.165.5.007
УДК: 681.14
ББК: 32.973.26-018
А. Л. Королев ORCID
Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Б. Паршукова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы отбора содержания дисциплины «Компьютерное моделирование» в концепции компетентностного подхода. Акцентируется внимание на необходимость формирования исследовательской компетенции у будущих учителей информатики, для чего отбираются специальные модели с учетом их межпредметного характера.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной значению исследовательской деятельности и межпредметных связей для современного образования, а также наблюдения за ходом и результатами образовательного процесса по курсу «Компьютерное моделирование». Проанализированы программы дисциплины «Компьютерное моделирование» в нескольких педагогических вузах, сделан акцент на особенности преподавания данной учебной дисциплины в ЮУрГГПУ в концепции «моделирование без использования программирования».

Результаты. Отобраны инструментальные средства для моделирования объектов, процессов и систем, позволяющие без использования программирования за достаточно короткое время создать модель, а освободившееся учебное время потратить на обсуждение результатов и решение исследовательских задач. Описан процесс по созданию и исследованию модели, начиная от постановки задачи преподавателем и заканчивая построением модели, проверки ее адекватности и проведения с ней экспериментов в инструментальной среде.

Обсуждение. Для практического применения описанных подходов рекомендуется включать в обсуждение студентов при реализации каждого этапа построения компьютерной модели.

Заключение. Методологический подход к отбору содержания дисциплины «Компьютерное моделирование», основанный на межпредметных связях, которые заключены в моделях и формировании основ исследовательской компетенции, может применяться не только к вузовскому курсу, но и при изложении тем, связанных с моделированием, при изучении информатики в средней школе.

Ключевые слова

компьютерное моделирование; исследовательская компетентность; межпредметные связи

Основные положения

– определен методологический подход к отбору содержания дисциплины «Компьютерное моделирование», основанный на формировании исследовательской компетенции будущих учителей информатики;

– представлен процесс построения компьютерной модели, включающий постановку задачи моделирования, анализ модели, построение с использованием инструментальной среды, проверку на адекватность, эксперименты с моделью;

– приведены примеры некоторых моделей, изучаемых студентами в курсе «Компьютерное моделирование», основанные на межпредметных связях.

Цитировать публикацию

Королев, А. Л.  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ [Текст] / А. Л. Королев, Н. Б. Паршукова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  5 (165). — С. 84-98. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.165.5.007.

Библиографический список