Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 5 (165) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2021.165.5.005
УДК: 378.4
ББК: 74.48
Н. Н. Зольникова ORCID
Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тобольск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Н. Ермакова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Аннотация

Введение. Формирование коммуникативной компетенции заставляет обращаться к новым формам, методам обучения, новым технологиям в образовательном процессе. В статье рассматривается необходимость обучения речевому этикету студентов, изучающих русский язык как иностранный. Цель публикации — рассмотреть отдельные сценарии и возможные задания при обучении разговору по телефону, представить этапы работы.

Материалы и методы. Основным методом исследования явился метод диагностического исследования, приемами которого являются наблюдение, тестирование, устный и письменный опросы. Этот метод позволяет рассматривать естественный учебный процесс в конкретной системе обучения.

Результаты. Даны определения понятиям «компетенция», «коммуникативная компетенция», «речевая ситуация»; сформулированы факторы, которые должны учитываться при обучении говорению, представлены возможные варианты заданий для формирования навыков говорения при обучении речевому телефонному этикету, обозначены основные задачи, которые должны решаться в процессе подготовки к работе по рассматриваемой теме.

Обсуждение. Подчеркивается, что при формировании навыков речевого этикета в целом и телефонного разговора в частности необходимо использовать не только контекстуальные условия коммуникации, но и ситуации общения.

Заключение. Делается вывод о том, что овладение лексическим навыком является предпосылкой к освоению всех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, письма, чтения. 

Ключевые слова

русский язык как иностранный русский речевой этикет обучающиеся; коммуникативная компетенция; телефонный речевой этикет; речевая ситуация

Основные положения

– определена сущность понятий «компетенция», «коммуникативная компетенция»;

– сформулированы факторы, которые должны учитываться при обучении речевому этикету;

– представлены возможные сценарии работы по формированию речевого телефонного этикета у студентов, изучающих русский язык как иностранный;

– обозначены основные задачи, которые должны быть решены в процессе подготовки и работы по обучению русскому языку как иностранному.

Цитировать публикацию

Зольникова, Н. Н.  ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ [Текст] / Н. Н. Зольникова, Е. Н. Ермакова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  5 (165). — С. 56-72. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.165.5.005.

Библиографический список