Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность обращения к решению хронологических задач на всех уровнях обучения математике. Цель статьи состоит в выявлении целесообразности использования хронологических задач при обучении математике в школе.
Материалы и методы.При подготовке хронологических задач использовался широкий круг источников различных исторических периодов. Методологическую основу исследования составили историко-хронологический и историко-педагогический подходы, а также базовые теории обучения математике.
Результаты. Предложенные хронологические задачи охватывают большинство основных календарных систем, известных в истории. Они взаимосвязаны с предметами, которые изучают школьники, их решения позволяют им закрепить полученные знания и развить навыки математического мышления.
Обсуждение. В методике обучения традиционно наибольшее внимание уделяется выявлению связей математики с дисциплинами естественно-научного цикла, но не заслуженно остаются в «тени» ресурсы гуманитарных предметов. В реестр продуктивных задач, безусловно, входят хронологические задачи. Исследователи плодотворно рассмотрели их особенности и методику решений, подготовили детальные хронологические таблицы, способствующие решению задач по редуцированию исторических дат. Разумное «насыщение» уроков математики задачами исторического характера, учитывающими психовозрастную и социокультурную специфику учащихся, призвано активизировать их познавательную деятельность и расширить кругозор.
Заключение. В исследовании определена сущность хронологических задач, обозначены возможности их использования на всех уровнях обучения с учетом специфики материала, осваиваемого школьниками в рамках других дисциплин. Развитие методики обучения математике нацеливает учителя на выстраивание и укрепление межпредметных связей на уроках математики с дисциплинами не только естественного, но и гуманитарного циклов. Предлагаемые разработки хронологических задач и их решений можно рассматривать как частную методику историко-математического исследования, выступающую одним из инструментов повышения уровня математической и общеобразовательной подготовки обучающихся, способом стимулирования инновационных поисков педагогов.
математика; хронология; история; хронологические задачи; межпредметные связи; методика обучения; времяисчисление; календарь; редуцирование дат
– определена сущность хронологических задач;
– выявлены типовые задачи по хронологии, относящиеся к основным календарным системам;
– предложенная методика позволяет выстраивать и укреплять межпредметные связи на уроках математики;
– разработанный подход способствует формированию межпредметных понятий, развитию математического мышления и общеобразовательного кругозора обучаемых.
Шульгина, Т. А. РЕШЕНИЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ [Текст] / Т. А. Шульгина, И. Е. Левченко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 5 (165). — С. 218-229. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.165.5.017.