Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье излагаются взгляды авторов на основания, необходимые для моделирования процесса развития у будущих педагогов готовности к формированию у обучающихся способности к самоопределению. Цельюстатьи является выделение оснований для моделирования процесса развития у будущих педагогов готовности к формированию у младших школьников способности к самоопределению.
Материалы и методы. В исследовании применялись метод системного анализа и моделирование. На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогической практики выявлено противоречие между наличием взаимосвязи способности обучающихся к самоопределению с уровнем их функциональной грамотности и отсутствием данной связи в моделях подготовки будущих учителей к формированию этой способности.
Результаты. В соответствии с системным подходом раскрыто понятие «готовность будущих педагогов к формированию у младших школьников действий самоопределения». Определена совокупность образовательных компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления деятельности по формированию у младших школьников действий, составляющих суть их самоопределения. Выявлены особенности самоопределения в младшем школьном возрасте в условиях виртуальной социализирующей среды. Сформулированы основания для моделирования процесса развития у будущих педагогов готовности к формированию у младших школьников способности к самоопределению.
Обсуждение. Считается, что совершенствование подготовки студентов к формированию самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды связано с учетом поэтапности развития у обучающихся способности к самоопределению (в младшем школьном возрасте – это период формирования совокупности учебных действий, обеспечивающих базу для ее становления на последующих возрастных этапах); включением в учебную программу элементов, обеспечивающих формирование у обучающихся учебных действий во взаимосвязи с функциональной грамотностью; способов нивелирования рисков современной виртуальной социализирующей среды и др.
Заключение. Итогом проведенного исследования стали сформулированные нами теоретические положения, являющиеся основой для совершенствования процесса развития у будущих педагогов готовности к формированию у младших школьников способности к самоопределению.
учебные действиясамоопределения; готовность будущих педагогов к формированию способности обучающихся к самоопределению; виртуальная социализирующая среда
– способность к самоопределению в младшем школьном возрасте проявляется в совокупности учебных действий, среди которых предметные учебные действия (осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы; умение анализировать и давать нравственную оценку поступкам; построение оценочных суждений, раскрывающих значение нравственности как регулятора поведения человека в обществе и др.);
– коммуникативные учебные действия (восприятие и формулирование суждения, выражение эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде, признание возможности существования разных точек зрения и др.);
– логические учебные действия (нахождение противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма и др.);
– исследовательские учебные действия (сравнение нескольких вариантов решения задачи, выбор наиболее подходящих на основе предложенных критериев и др.);
– учебные действия с информацией (анализ текстовой, видео, графической, звуковой информации в соответствии с учебной задачей; распознавание достоверной и недостоверной информации самостоятельно или на основе предложенного педагогом способа ее проверки; согласно заданному алгоритму нахождение в предложенном источнике информации и др.).
Шитякова, Н. П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [Текст] / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых, И. В. Забродина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 5 (165). — С. 200-217. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.165.5.016.