Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 5 (165) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2021.165.5.016
УДК: 378.937 : 371.03
ББК: 74.480.26 : 74.200.5
Н. П. Шитякова ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Верховых ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Забродина ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация

Введение. В статье излагаются взгляды авторов на основания, необходимые для моделирования процесса развития у будущих педагогов готовности к формированию у обучающихся способности к самоопределению. Цельюстатьи является выделение оснований для моделирования процесса развития у будущих педагогов готовности к формированию у младших школьников способности к самоопределению.

Материалы и методы. В исследовании применялись метод системного анализа и моделирование. На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогической практики выявлено противоречие между наличием взаимосвязи способности обучающихся к самоопределению с уровнем их функциональной грамотности и отсутствием данной связи в моделях подготовки будущих учителей к формированию этой способности.

Результаты. В соответствии с системным подходом раскрыто понятие «готовность будущих педагогов к формированию у младших школьников действий самоопределения». Определена совокупность образовательных компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления деятельности по формированию у младших школьников действий, составляющих суть их самоопределения. Выявлены особенности самоопределения в младшем школьном возрасте в условиях виртуальной социализирующей среды. Сформулированы основания для моделирования процесса развития у будущих педагогов готовности к формированию у младших школьников способности к самоопределению.

Обсуждение. Считается, что совершенствование подготовки студентов к формированию самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды связано с учетом поэтапности развития у обучающихся способности к самоопределению (в младшем школьном возрасте – это период формирования   совокупности учебных действий, обеспечивающих базу для ее становления на последующих возрастных этапах);  включением в учебную программу элементов, обеспечивающих формирование у обучающихся учебных действий во взаимосвязи с функциональной грамотностью; способов нивелирования рисков современной виртуальной социализирующей среды и др.

Заключение. Итогом проведенного исследования стали сформулированные нами теоретические положения, являющиеся основой для совершенствования процесса развития у будущих педагогов готовности к формированию у младших школьников способности к самоопределению.

Ключевые слова

учебные действиясамоопределения; готовность будущих педагогов к формированию способности обучающихся к самоопределению; виртуальная социализирующая среда

Основные положения

– способность к самоопределению в младшем школьном возрасте проявляется в совокупности учебных действий, среди которых предметные учебные действия (осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы; умение анализировать и давать нравственную оценку поступкам; построение оценочных суждений, раскрывающих значение нравственности как регулятора поведения человека в обществе и др.);

– коммуникативные учебные действия (восприятие и формулирование суждения, выражение эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде, признание возможности существования разных точек зрения и др.);

– логические учебные действия (нахождение противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогом алгоритма и др.);

– исследовательские учебные действия (сравнение нескольких вариантов решения задачи, выбор наиболее подходящих на основе предложенных критериев и др.);

– учебные действия с информацией (анализ текстовой, видео, графической, звуковой информации в соответствии с учебной задачей; распознавание достоверной и недостоверной информации самостоятельно или на основе предложенного педагогом способа ее проверки; согласно заданному алгоритму нахождение в предложенном источнике информации и др.).

Цитировать публикацию

Шитякова, Н. П.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [Текст] / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых, И. В. Забродина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  5 (165). — С. 200-217. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.165.5.016.

Библиографический список