Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 5 (177) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.010
УДК: 37
ББК: 74.00
Ю. С. Тюнников ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Академия Минпросвещения России, г. Москва; профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Х.-А. С. Халадов ORCID
Доцент, кандидат философских наук, проректор, Академия Минпросвещения России, г. Москва
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Ю. Медведева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, ведущий эксперт, Академия Минпросвещения России, г. Москва
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Г. А. Папуткова ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заместитель начальника управления взаимодействия с педагогическими вузами, Академия Минпросвещения России, г. Москва
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Головина ORCID
Доцент, кандидат химических наук, начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами, Академия Минпросвещения России, г. Москва
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АНАЛИЗ МЕТОДИК ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу методик по определению кадровых потребностей в регионах, определению особенностей различных подходов к кадровому прогнозированию с целью выявления теоретико-концептуальных основ прогнозного моделирования потребности в педагогических кадрах региональных систем общего образования. В работе представлены особенности основных методов и принципов прогнозирования, показаны возможности их применения для прогнозирования кадровой потребности в сфере образования. Выявлены предпосылки для разработки модели прогнозирования региональной потребности в педагогических кадрах как важного условия развития системы общего образования.

Материалы и методы. В соответствии с поставленной целью применяются следующие методы: анализ научных и нормативно-правовых источников, сравнение характеристик и механизмов прогнозного инструментария, обобщение подходов к процессам прогнозирования кадрового обеспечения. В качестве исходной методологической установки исследования служило предположения о том, что существующие подходы к кадровому прогнозированию в различных областям рынка труда содержат инвариантные концептуальные элементы, которые имеют принципиальное значение для построения и обоснования прогнозной модели кадрового обеспечения региональной системы школьного образования.

Результаты. Обзор основных подходов к прогнозированию выявил проблемную ситуацию концептуального и методологического характера в процессах прогнозирования кадровой потребности в педагогических кадрах. В исследовании представлены четыре группы противоречий, являющихся ядром проблем региональной прогностики в области кадрового обеспечения общего образования. На основе проведенного анализа авторы определяют основные предпосылки для разработки прогнозной модели региональной потребности в педагогических кадрах и выделяют концептуальные элементы посредством соотнесения их с ключевыми характеристиками кадровой потребности общего образования в педагогических кадрах, что позволяет расширить представления как о самой прогностической модели, так и об основных процедурах ее построения и практической реализации.

Обсуждение. Обобщение аналитического материала работы выявило существенные отличия в методах и подходах к моделированию процессов кадрового прогнозирования по различным показателям: исходным концептуальным идеям, принципам и критериям, а также по области применения (отрасль экономики, регион и т. п.), применяемой входной (исходной) информации и т.п. Важно отметить, что прогнозирование кадровой потребности часто не учитывает специфику экономической отрасли, демографические характеристики региона, возможные кадровые ротации. Кроме того, в ситуации социально-экономической турбулентности прогнозные модели рассчитывают показатели кадровой потребности на краткосрочный период. Следует также отметить, что исходными данными для расчетных процедур в прогнозном моделировании чаще всего являются статистика, отчетная документация, субъективные мнения отдельных специалистов, создающие риски неточности или неполноты информации.

Заключение. Аналитический обзор подходов к прогнозированию кадровой потребности осуществлялся с позиций анализа методик прогнозирования кадровой потребности в нормативно-правовых актах; методик прогнозирования кадровой потребности в разных отраслях экономики; методик прогнозирования потребностей общего образования в педагогических кадрах в разрезе региона. Аналитический материал исследования является обоснованием методологической базы для продолжения разработки прогнозной модели региональной потребности в педагогических кадрах с последующей инструментальной проработкой процедур прогнозного моделирования. Разработка методологической базы для создания модели прогнозирования кадровой потребности в сфере общего образования представляется на основе учета социокультурных, демографических, экономических факторов, а также нормативных, концептуальных и структурно-содержательных изменений в системе высшего и среднего педагогического образования.

Ключевые слова

педагогические кадры общего образования; подходы и методики кадрового прогноза; концептуальные элементы прогнозных методик; характеристики региональной системы кадрового обеспечения; модель кадрового обеспечения общего образовании

Основные положения

Теоретически обоснована необходимость разработки прогнозной модели региональной потребности в педагогических кадрах, учитывающая:

– ключевые интегральные характеристики прогнозирования региональной системы обеспечения педагогическими кадрами общего образования: «устойчивость кадрового состава общего образования» и «эффективность региональной системы кадрового обеспечения общего образования»;

– принципы, критерии и показатели прогнозирования с четкой ориентацией на целостное описание объекта прогнозирования в отраслевой специфике сферы образования и системное описание n-мерного пространства, детерминирующего развитие данного объекта;

– типологию, состав и весовые значения возможных детерминаций региональной системы обеспечения педагогическими кадрами общеобразовательных организаций для выполнения прогнозных процедур в среднесрочной перспективе;

– возможность включения концептуальных элементов в вариационный ряд зависимостей с целью прогнозирования региональной потребности школьного образования в педагогических кадрах;

– индикаторы развития региональной системы кадрового обеспечения общего образования, позволяющие проводить сравнительный анализ кадровой обеспеченности школьного образования и результатов образовательной политики в разных регионах;

– потенциал цифровых технологий для автоматизации процедур прогнозирования кадрового обеспечения педагогическими кадрами школьного образования.

Цитировать публикацию

Тюнников, Ю. С.  АНАЛИЗ МЕТОДИК ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / Ю. С. Тюнников, Х.-А. С. Халадов, Т. Ю. Медведева, Г. А. Папуткова, И. В. Головина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  5 (177). — С. 187-224. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.010.

Библиографический список

1. Гнатышина Е. В., Щукина М. А. Инновационная деятельность в современной образовательной парадигме // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7 (160). С. 40–58. DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.003. EDN: OCGGOL

2. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Повышение квалификации и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7 (160). С. 121–134. DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.008. EDN: LQOIPR

3. Васильева Л. В., Лебедев К. В., Суменова Е. С. Среднесрочный прогноз возрастной структуры педагогических работников общеобразовательных школ в субъектах Российской Федерации // Образование и наука. 2021. Т. 23, No 2. С. 140–169. DOI 10.17853/1994-5639-2021-2-140-169. EDN: ANXKRK (Scopus, WoS).

4. Мокроносов А. Г. Матафонов М. Э., Прудников Д. М. Прогнозирование потребности в специалистах экономики региона // Вестник УРФУ. Серия: экономика и управление. 2012. № 1. С. 137–144. EDN: OPNREL

5. Питухин Е. А., Гуртов В. А. Математическая модель расчета требуемого числа занятых в отраслях экономики в зависимости от эффективности новых технологий // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2005. Т. 12, № 3. С. 759a–760. EDN: HSJCKX

6. Гуртов В. А., Питухин Е. А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4 (110). С. 130–161. EDN: ZWOUOJ (RSCI).

7. Полищук Е. А., Клевец Н. И. Моделирование кадровых потребностей реального сектора экономики Республики Крым // Теория и практика общественного развития. 2016. № 9. С. 45–48. EDN: WLBKRN

8. Давидюк Е. С. Шишаев М. Г., Быстров В. В. Прогнозное моделирование для мониторинга и управления кадровым обеспечением программ регионального развития // Труды Кольского научного центра РАН. 2018. Т. 9, № 10-9. С. 61–76. DOI 10.25702/KSC.2307-5252.2018.10.61-76. EDN: YTDDUD

9. Васильева З. А., Филимоненко И. В. Проблемы моделирования кадровой потребности региональной экономики // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2012. № 4 (64). С. 46–57. EDN: PTVIEH

10. Антонова Г. В., Пашкова С. Е., Омельченко И. Б. Зарубежный опыт прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах // Экономика труда. 2023. Т. 10, № 8. С. 1199–1218. DOI 10.18334/et.10.8.118809. EDN: UZMGBN

11. Lutz C., Distelkamp M., Meyer B. & Wolter M. I. (2003), ForecastingtheInterindustryDevelopmentoftheGermanEconomy: TheModelINFORGE, Gesellschaft für Wirtschaftliche Strukturforschung mbH (GWS), Osnabrück, no. 2003/2, 27 p. ISSN 1867-7290.

12. Чуркин К. А., Нуриева Л. М., Киселев С. Г. Прогноз потребности в педагогических кадрах (Омский опыт) // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сборник докладов по материалам Одиннадцатой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции, 29–30 октября 2014 года / под редакцией В. А. Гуртова. Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2014. Т. I. С. 262–272.

13. Аллаяров З. А. Прогнозирование перспективных потребностей региональной системы образования в педагогических кадрах (на примере Республики Башкортостан) // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 1 (38). С. 13–23. EDN: PBJRJN

14. Бурмыкина И. В., Ходов М. Ю. Прогнозное моделирование развития кадрового потенциала общего образования Липецкой области // Теория и практика общественного развития. 2022. № 1 (167). С. 20–25. DOI 10.24158/tipor.2022.1.2. EDN: WFNYMK