Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье излагаются взгляды авторов на проблему формирования гражданской идентичности и национального самосознания средствами преподавания родного русского языка. Цель статьи авторы видят в выявлении и описании методов и приемов деятельности учителя, использующего ценностно-смысловой подход и средства русского языка для формирования у учащихся национального самосознания и гражданской идентичности.
Материалы и методы. Основными методами исследованияявляются анализ научной литературы в области педагогических аспектов проблемы гражданской идентичности, национального самосознания, психологии и педагогики смыслообразования, методических проблем лингвистики, метод анализа различных значений понятий и анкетирование.
Результаты. Получены данные, свидетельствующие о необходимости формирования гражданской идентичности и национального самосознания личности с использованием ценностно-смыслового подхода средствами родного языка (на примере русского). Отмечены недооценка младшими школьниками ценности русского (родного) языка как следствие недостаточного внимания педагогов к процессам смыслообразования. Предложены типы и примеры заданий, имеющие смыслообразующий потенциал, влияющий на формирование национальной и гражданской идентичности на уроках русского языка. Представленные в исследовании материалы могут представлять интерес для педагогов образовательных организаций.
Обсуждение. Анализ исследуемой проблемы, отраженной в психолого-педагогической литературе, подтверждает ее особую актуальность на современном этапе. Авторы отмечают необходимость изучения возможностей использования средств русского языка (родного) в духовно-нравственном воспитании, в процессе формирования национального самосознания и гражданской идентичности. Этому могут способствовать особые типы заданий, обладающих смыслообразовательным потенциалом, влияющим на формирование у младших школьников основ гражданской идентичности.
Заключение. Авторы делают выводы о том, что изучение русского языка с точки зрения национальной ценности позволяет более эффективно формировать гражданскую идентичность и национальное самосознание. Важным условием при этом является интеграция процесса обучения с процессом смыслообразования.
ценностно-смысловой подход; смыслообразование; русский язык как ценность; гражданская идентичность; национальное самосознание
– ценностно-смысловой подход — это методологический подход, который базируется на аксиологии и определяет использование характерной совокупности понятий (ценность, личностный смысл, ценностное отношение и др.), применение таких способов деятельности как проблемное обучение, создание ситуаций выбора, проектный и исследовательский методы, выполнение обучающимися заданий, обладающих смыслообразующим потенциалом с целью активизации процессов смыслообразования в ходе развития личности;
– русский язык является фактором осознания личностью своей принадлежности к народу России и приверженности к базовым ценностям российского общества;
– движущая сила русского языка во многом обеспечивается процессом смыслообразования, который включает познание личностью происхождения слов, различных толкований их значения, разрешение противоречий между ними, появление личностного эмоционального отношения к ним;
– смыслообразующими заданиями являются задания на обогащение словарного запаса личности через изучение различных значений, оттенков слов; задания на сравнение значения русских и иностранных слов и отражения в них национальных черт; задания-рассуждения о содержании пословиц и поговорок и др.
Забродина, И. В. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ [Текст] / И. В. Забродина, Н. П. Шитякова, И. В. Верховых, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 5 (177). — С. 108-128. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.006.
1. Erikson E.H. (1982), The Life Cycle Completed, W.W. Norton & Company, New York, 144 p.
2. Дробижева Л. М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 480–498. DOI 10.14515/monitoring.2020.4.1261. EDN: HAAHUW (Scopus, RSCI).
3. Волков Ю. Г., Семененко Д. А. Институт образования как фактор формирования российской гражданственности // Социология. 2023. № 2. С.16–24. EDN: ARFHEY
4. Чухин С. Г., Чухина Е. В. Сущность, структура и критерии сформированности гражданской идентичности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 1 (233). С. 39–43. DOI 10.25198/1814-6457-233-39. EDN: RORQHA
5. Боргояков С. А., Бозиев Р. С. Идеологические и педагогические коллизии этноязыкового образования в современной России // Педагогика. 2020. № 2. С.5–20. EDN: MWLQKT
6. Арутюнова Е. М. Русский язык в российской идентичности: теоретические подходы и актуальный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 111–123. DOI 10.19181/snsp.2021.9.1.7876. EDN: YZKGMB (RSCI).