Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 5 (177) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.009
УДК: 378.016
ББК: 74.4 : 81.2
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Скоробренко ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОДРАМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация

Введение. На сегодняшний день формирование речевых умений у будущих учителей иностранного языка является необходимым условием их подготовки к профессиональной деятельности. Это делает актуальным поиск таких форм и методов, которые создают положительную мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, снимают психологические барьеры и активизиру-ют формирование умений диалогической и монологической речи.

Материалы и методы. Интеграция элементов психодрамы в традиционный учебный процесс позволяет преодолеть сложности при формировании речевых умений и дает возможность преподавателю моделировать различные речевые ситуации, в процессе которых обучающиеся проигрывают определенные социальные роли при решении поставленных задач, переживают события, обращаются к личному социальному опыту, что побуждает их к спонтанной продуктивной речи.

Результаты. Основной целью включения элементов психодрамы в традиционный учебный процесс является активизация эмоциональной сферы обучающихся, которая осуществляется благодаря сотворчеству, информационному обмену, обращению к эмпатии. Это способствует созданию квазиреального поля общения, раскрепощает обучающихся и мотивирует их к вербальному диалогическому или монологическому высказыванию, что положительным образом сказывается на формировании речевых умений.

Обсуждение. Авторы обобщают результаты анализа работ ученых по проблеме применения элементов психодрамы при обучении иностранному языку. Анализ литературы по проблеме показал, что большинство исследователей едины во мнении, что психодрама в аспекте реализации лингвистического театра на занятиях по иностранному языку способствует повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка благодаря своему креативному характеру, что положительно сказывается на формировании коммуникативной компетенции. Делается вывод о том, что использование элементов психодрамы в работе с обучающимися позволяет формировать у них способность и готовность к успешной диалогической и полилогической иноязычной коммуникации, а также к говорению на иностранном языке в форме монолога.

Заключение. Актуальность проблемы формирования речевых умений у будущих учителей иностранного языка детерминировала внедрение элементов психодрамы в традиционный учебный процесс для формирования различных видов монологической речи, таких как сообщение, описание, рассуждение, повествование, а также для побуждения обучающихся к диалогическому взаимодействию, носящему характер обсуждения, спора, дискуссии с умением отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Ключевые слова

будущие учителя иностранного языка; диалогические умения; умения монологической речи; продуктивное речевое высказывание; психодрама; разминка; психодраматическое действие; рефлексия; педагогика высшей школы

Основные положения

– обоснована поэтапность внедрения элементов психодрамы в учебный процесс с целью более эффективного формирования речевых умений у будущих учителей иностранного языка;

– определены преимущества интеграции элементов психодрамы в традиционный процесс подготовки будущих учителей иностранного языка.

Цитировать публикацию

Райсвих, Ю. А.  ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОДРАМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ [Текст] / Ю. А. Райсвих, Е. А. Бароненко, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  5 (177). — С. 169-186. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.009.

Библиографический список

1. Балакина К. Д. Ролевые игры как ключевая технология развития навыков говорения у студентов вне языковой среды // Русистика. 2020. Т. 18, № 4. С. 439–453. DOI 10.22363/2618-8163-2020-18-4-439-453. EDN: CHBUFB (Scopus).

2. Volodina O. V. (2021), “Formation of meaning-making motivation of undergraduate students in the process of foreign language education”, Perspectives of Science and Education, no. 4 (52), pp. 220–237. DOI 10.32744/pse.2021.4.14. EDN: UMMILY (Scopus).

3. Сухов А. О. Методологические аспекты становления театральной педагогики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (220). С. 19–30. DOI 10.23951/1609-624X-2022-2-19-30. EDN: NBJFHC

4. Мирончук Е. В., Суздальцев Е. Л. Структурная схема формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 1. С. 89–109. DOI 10.18384/2310-7219-2023-1-89-109. EDN: QENGUW

5. Янкина О. Е. Использование приемов театральной педагогики для развития коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 248-251. EDN: EWZLOI

6. Поддубная Я. Н., Котов К. С., Слукина А. А. Лингвистический театр как эффективный метод обучения студентов вузов фонетике иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1-3 (115). С. 97–102. DOI 10.23670/IRJ.2022.115.1.089. EDN: QAVORB

7. Кузнецова С. В. Реализация технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 20. № 2.  С. 127–140. DOI 10.17673/vsgtu-pps. EDN: KNPJOG

8. Майер И. А., Селезнева И. П., Майер А. С. Развитие креативной компетентности будущего учителя иностранного языка: лингвотеатральный подход // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2023. № 2 (64). С. 37–47. EDN: TJMGEQ

9. Потенциал приемов театрализации образовательного процесса в целях профилактики эмоционального выгорания педагогов / С. С. Стрельников [и др.] // Человеческий капитал. 2023. № 9 (177). С. 209–218. DOI 10.25629/HC.2023.09.23. EDN: EEJEMN