Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье выявлены и описаны признаки критического мышления как одного из аспектов функциональной грамотности. Определены конкретные когнитивные навыки, в которых реализуется критическое мышление. Названы факторы развития критического мышления у студентов педагогического вуза на дисциплинах лингвистического цикла.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются общенаучные процедуры анализа и синтеза. Анализу подверглись факторы, влияющие на процесс формирования критического мышления. В результате эксперимента выявлены типы учебных действий, способные этот процесс активизировать. В результате анализа и синтеза проявленных обучающимися реакций на учебные ситуации была сформирована типология факторов становления критического мышления у студентов педагогического вуза на дисциплинах лингвистического цикла. Для выявления педагогических условий и педагогических результатов осуществленного эксперимента применены диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование.
Результаты. Признаками критического мышления являются: способность дифференциации явлений по различным основаниям: внешнего и сущностного, главного и второстепенного, постоянного и динамичного, доказанного и недоказанного (или бездоказательного); способность устанавливать взаимосвязи между явлениями, фактами, теориями: отношения противоречия, взаимного дополнения, причинно-следственные, гипонимо-гипероними-ческие, инклюзии, др.; способность отбора фактов, обстоятельств, объектов для решения поставленной задачи. К когнитивным процедурам реализации критического мышления относятся: аналитические (осуществление логических процедур всех видов), констативные (установление обстоятельств, включение или невключение в картину действительности); моделирующие (проектирование оптимального содержания и логики действий в определенных условиях, с учетом многих факторов). Выделены следующие факторы развития критического мышления на дисциплинах лингвистического цикла в педагогическом вузе: дифференциация факта и конвенции; понимание динамических процессов в языке; сравнение содержания информации из разных источников.
Обсуждение. В настоящем исследовании выявлено три фактора развития критического мышления. Педагогическому сообществу предстоит расширить этот перечень. Также дискуссионным является вопрос о формировании гармоничного сочетания доктринального и критического компонентов мышления будущего учителя.
Заключение. Критическое мышление — компонент и высшее проявление читательской грамотности (критическое мышление проявляется, безусловно, не только в речевой деятельности, но в настоящем материале речь идет об этом векторе его проявления). Сопоставление текстов, выявление общего и различного, разделение фактического и номинального, установление факторов внутренней и внешней динамики — путь к формированию критического мышления на дисциплинах лингвистического цикла в педагогическом вузе.
становление критического мышления; функциональная грамотность; педагогика высшей школы; теория и методика профессионального образования
– признаками критического мышления мы считаем следующие сформированные навыки: способность дифференцировать явления по различным основаниям; способность устанавливать взаимосвязи между явлениями, фактами, теориями, способность отбирать факты, обстоятельства, объекты для решения поставленной задачи;
– для становления критического мышления требуется сформировать навык осуществления когнитивных процедур реализации критического мышления, направленных на движение мысли на временной шкале от прошлого к будущему: анализ и синтез имеющихся в распоряжении фактов; установление обстоятельств в результате сравнения информации, наложения на фоновые знания, моделирование предстоящих действий на основе оценки и интерпретации установленных обстоятельств прошлого;
– для формирования обозначенных когнитивных навыков, являющихся базой для становления критического мышления, на дисциплинах лингвистического цикла в педагогическом вузе считаем нужным давать задания, приводящие к дифференциации факта и конвенции; пониманию динамических процессов в языке, сравнению содержания информации из разных источников.
Иваненко, Г. С. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ДИСЦИПЛИНАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ [Текст] / Г. С. Иваненко, О. Б. Адаева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 5 (177). — С. 129-148. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.007.
1. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» / Н. А. Авдеенко [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 124–145. EDN: FRVKDU
2. Асачева М. В. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 120–124. EDN: FCYSWG
3. Ташланова Н. Д. Развитие критического мышления студентов в вузах // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 11-2 (144). С. 63–64. EDN: NYZUFK
4. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13–33. EDN: QHDFQS
5. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Креативное мышление: первые результаты / О. Б. Логинова [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. T. 2, № 2 (70). С. 132–154. EDN: ZYPCGB
6. Логинова О. Б. Особенности заданий для формирования и оценки креативного мышления // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 5 (79). С.160–173. EDN: QIPBPB
7. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий / Г. С. Ковалева ; под общ. ред.: Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2020. Вып. 1. – 126 с.
8. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий / Г. С. Ковалева ; под общ. ред.: Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2020. Вып. 2. – 158 с.
9. Бакай Е. А., Юсупова Э. М., Антипкина И. В. Читают или делают вид? Анализ поведения учащихся начальных классов при выполнении заданий теста читательской грамотности // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 8–28. DOI 10.17323/1814-9545-2023-1-8-28. EDN: IHSLUU (Scopus, WoS, WoS(ESCI), RSCI).
10. Корешникова Ю. Н., Авдеева Е. А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 36–66. DOI 10.17323/1814-9545-2022-3-36-66. EDN: YIVUFW(Scopus, WoS, WoS(ESCI), RSCI).