Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 5 (177) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.003
УДК: 378.4 : 811
ББК: 74.480.26
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Б. Быстрай ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
КОЛЛАБОРАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье обозначена актуальность реализации коллаборационной направленности подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности, реализация которой позволит сформировать у них необходимые профессиональные качества и будет способствовать формированию и развитию умения находить наиболее адекватные способы решения поставленных задач без выхода за рамки профессиональной этики и в соответствии с социальным заказом общества.

Материалы и методы. В статье нашли отражения дидактические решения реализации коллаборационной направленности подготовки будущих учителей иностранного языка, позволяющие распределить функции между всеми субъектами учебного процесса для выполнения поставленной задачи. Единое ценностно-ориентационное пространство позволяет реализовать темоцентрированное взаимодействие при создании видеороликов, а также интегрировать в учебный процесс элементы арт-взаимодействия посредством музыки, живописи, литературы и актерского мастерства. Применение вышеназванных групповых форм работы способствует личностному включению будущих учителей иностранного языка в коллаборационную деятельность.

Результаты. Основными характерными чертами применения групповых форм работы с целью реализации коллаборационной направленности подготовки будущих учителей иностранного языка являются атмосфера сотрудничества, разделение функциональных обязанностей внутри группы, работа в комфортном темпе, что позволяет обучающимся конструктивно взаимодействовать не только друг с другом, но и с педагогом, решая поставленные перед ними учебные задачи. Особую значимость приобретает финальная индивидуальная и групповая рефлексия.

Обсуждение. Сравнение и анализ точек зрения ученых и педагогов-практиков по проблеме коллаборационнной направленности образовательного процесса подтвердили значимость педагогической коллаборации для формирования у обучающихся способности и готовности к эффективному взаимодействию в команде, а также к успешной коммуникации с различными субъектами образовательного процесса. Большинство ученых отмечают, что коллаборационная направленность образовательного процесса способствует созданию атмосферы сотрудничества на занятиях и позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов. Анализ различных методических позиций подтвердил, что изложенные авторами в данной статье положения в основном соотносятся с точками зрения других авторов.

Заключение. Необходимость качественной подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности детерминировала создание коллаборационной направленности учебного процесса, что способствовало оптимизации учебно-познавательной деятельности, осознанию обучающимися себя как важного субъекта учебного процесса и, следовательно, формированию значимых профессионально-ценностных ориентаций.

Ключевые слова

будущие учителя иностранного языка; профессиональная подготовка; коллаборационная направленность; групповые формы работы; темоцентрированное взаимодействие; арт-взаимодействие; коллажирование

Основные положения

– доказана актуальность создания коллаборационной педагогической среды для подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности на более высоком уровне;

– апробированы групповые формы работы для создания коллаборационной направленности профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка, что соответствует образовательным потребностям обучающихся и социальному заказу общества.

Цитировать публикацию

Бароненко, Е. А.  КОЛЛАБОРАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Е. А. Бароненко, Е. Б. Быстрай, Ю. А. Райсвих, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  5 (177). — С. 44-63. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.003.

Библиографический список

1. Krolevetskaya E. N., Karabutova E. A., Mikhailova D. I., Ostapenko S. I. (2022), “Teacher new professionalism in the light of the personality polysubjectivity development”, Perspectives of Science and Education, no. 3 (57), pp. 10–22. DOI 10.32744/pse.2022.3.1. EDN: ZTPBEQ

2. Никитенко Ю. А., Степанова И. Ю., Игнатова К. О. Подготовка студентов к решению профессионально-ориентированных проблем в групповом взаимодействии // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 84–88. EDN: HDBVMY

3. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Натарова Д. В. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности // Вестник Мининского университета. 2023. Том 11, № 1 (42). DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-1-1. EDN: AWTTOB

4. Игнатьева Г. А., Сдобняков В. В., Тулупова О. В. Институциональный вектор организационной трансформации университета педагогического профиля // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 56.. DOI 10.17513/spno.31638. EDN: RWHDBY

5. Балышев П. А. Коллаборативное обучение: к сущности понятия [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. Педагогика и психология. 2023. Том 11, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN123.pdf (дата обращения: 24.08.2023). EDN: QYZNJO

6. Берикханова А., Ибраимова Ж., Ибраева М. Актуальность создания коллаборативной учебной среды в профессиональной подготовке будущих учителей // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 2. С. 144–156. DOI 10.26907/esd.17.2.13. EDN: GLVXXW (Scopus).

7. Красильникова Л. В. Формы и инструменты коллаборативного взаимодействия для обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 25–27. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-596-25-27. EDN: HPRFXX

8. Вашкевич А. В., Ермаков А. Г., Белянкина В. А. Проблемы и перспективы использования коллаборативных технологий в образовательной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 256–260. EDN: VPFAXF