Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обозначена актуальность реализации коллаборационной направленности подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности, реализация которой позволит сформировать у них необходимые профессиональные качества и будет способствовать формированию и развитию умения находить наиболее адекватные способы решения поставленных задач без выхода за рамки профессиональной этики и в соответствии с социальным заказом общества.
Материалы и методы. В статье нашли отражения дидактические решения реализации коллаборационной направленности подготовки будущих учителей иностранного языка, позволяющие распределить функции между всеми субъектами учебного процесса для выполнения поставленной задачи. Единое ценностно-ориентационное пространство позволяет реализовать темоцентрированное взаимодействие при создании видеороликов, а также интегрировать в учебный процесс элементы арт-взаимодействия посредством музыки, живописи, литературы и актерского мастерства. Применение вышеназванных групповых форм работы способствует личностному включению будущих учителей иностранного языка в коллаборационную деятельность.
Результаты. Основными характерными чертами применения групповых форм работы с целью реализации коллаборационной направленности подготовки будущих учителей иностранного языка являются атмосфера сотрудничества, разделение функциональных обязанностей внутри группы, работа в комфортном темпе, что позволяет обучающимся конструктивно взаимодействовать не только друг с другом, но и с педагогом, решая поставленные перед ними учебные задачи. Особую значимость приобретает финальная индивидуальная и групповая рефлексия.
Обсуждение. Сравнение и анализ точек зрения ученых и педагогов-практиков по проблеме коллаборационнной направленности образовательного процесса подтвердили значимость педагогической коллаборации для формирования у обучающихся способности и готовности к эффективному взаимодействию в команде, а также к успешной коммуникации с различными субъектами образовательного процесса. Большинство ученых отмечают, что коллаборационная направленность образовательного процесса способствует созданию атмосферы сотрудничества на занятиях и позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов. Анализ различных методических позиций подтвердил, что изложенные авторами в данной статье положения в основном соотносятся с точками зрения других авторов.
Заключение. Необходимость качественной подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности детерминировала создание коллаборационной направленности учебного процесса, что способствовало оптимизации учебно-познавательной деятельности, осознанию обучающимися себя как важного субъекта учебного процесса и, следовательно, формированию значимых профессионально-ценностных ориентаций.
будущие учителя иностранного языка; профессиональная подготовка; коллаборационная направленность; групповые формы работы; темоцентрированное взаимодействие; арт-взаимодействие; коллажирование
– доказана актуальность создания коллаборационной педагогической среды для подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности на более высоком уровне;
– апробированы групповые формы работы для создания коллаборационной направленности профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка, что соответствует образовательным потребностям обучающихся и социальному заказу общества.
Бароненко, Е. А. КОЛЛАБОРАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Е. А. Бароненко, Е. Б. Быстрай, Ю. А. Райсвих, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 5 (177). — С. 44-63. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.003.
1. Krolevetskaya E. N., Karabutova E. A., Mikhailova D. I., Ostapenko S. I. (2022), “Teacher new professionalism in the light of the personality polysubjectivity development”, Perspectives of Science and Education, no. 3 (57), pp. 10–22. DOI 10.32744/pse.2022.3.1. EDN: ZTPBEQ
2. Никитенко Ю. А., Степанова И. Ю., Игнатова К. О. Подготовка студентов к решению профессионально-ориентированных проблем в групповом взаимодействии // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 84–88. EDN: HDBVMY
3. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Натарова Д. В. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности // Вестник Мининского университета. 2023. Том 11, № 1 (42). DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-1-1. EDN: AWTTOB
4. Игнатьева Г. А., Сдобняков В. В., Тулупова О. В. Институциональный вектор организационной трансформации университета педагогического профиля // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 56.. DOI 10.17513/spno.31638. EDN: RWHDBY
5. Балышев П. А. Коллаборативное обучение: к сущности понятия [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. Педагогика и психология. 2023. Том 11, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN123.pdf (дата обращения: 24.08.2023). EDN: QYZNJO
6. Берикханова А., Ибраимова Ж., Ибраева М. Актуальность создания коллаборативной учебной среды в профессиональной подготовке будущих учителей // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 2. С. 144–156. DOI 10.26907/esd.17.2.13. EDN: GLVXXW (Scopus).
7. Красильникова Л. В. Формы и инструменты коллаборативного взаимодействия для обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 25–27. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-596-25-27. EDN: HPRFXX
8. Вашкевич А. В., Ермаков А. Г., Белянкина В. А. Проблемы и перспективы использования коллаборативных технологий в образовательной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 256–260. EDN: VPFAXF