Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В настоящее время обучение родному и иностранным языкам требует применения технологий, способствующих эффективности образовательного процесса и максимально быстрому достижению высоких образовательных результатов. В связи с этим оправдано обращение к клоуз-тестированию, которое может быть технологизировано и адаптировано к различным задачам и этапам языкового обучения в педагогическом вузе. Цель статьи состоит в определении лингводидактического потенциала технологии клоуз-тестирования в языковом образовании.
Материалы и методы. При подготовке статьи использован метод анализа психолого-педагогической и методической литературы, посвященной вопросам целей, организации, методов, приемов и технологий обучения и контроля уровня обученности на всех ступенях языкового образования; обобщен педагогический опыт преподавателей ряда факультетов педагогического университета и собственные методические наработки авторов статьи, в течение многих лет преподающих русский и иностранный языки будущим учителям. Кроме того, был проведен опрос среди студентов и преподавателей, нацеленный на изучение отношения участников образовательного процесса к технологии клоуз-тестирования.
Результаты. По итогам проведенного исследования сделаны следующие выводы: технология клоуз-тестирования может применяться на любой ступени образования и на всех этапах обучения, демонстрируя мощный лингводидактический потенциал в обучении дисциплинам, входящим в программы языкового образования. Клоуз-тесты могут эффективно использоваться в качестве средства контроля и обучения в процессе языкового образования, обеспечивая контроль уровня обученности и формирование ряда компетенций и языковых умений и навыков: лексических, грамматических, аудитивных, коммуникативных, текстовых и др.
Обсуждение. Анализ педагогической деятельности преподавателей педагогического университета показал, что только 27 % из них регулярно применяют клоуз-тестирование как способ контроля умений и навыков студентов в языковом образовании и 18 % используют эту технологию как средство формирования соответствующих умений и навыков. По мнению авторов, такие показатели говорят о существенной недооценке дидактического потенциала клоуз-тестов в обучении будущих учителей родному и иностранным языкам.
Заключение. Проведенное исследование показало, что уже давно разработанная технология клоуз-тестирования недостаточно активно используется в отечественной практике языкового образования и не охватывает все его ступени. Мы полагаем, что перспектива его более широкого применения обусловлена рядом таких преимуществ этой технологии, как полифункциональность, стандартность структуры, широкая сфера применения, объективность оценки, высокий мотивирующий потенциал и т. д.
языковое образование; клоуз-тест; технология клоуз-тестирования; средство обучения; средство контроля; педагогический вуз; будущий учитель
– клоуз-тест по своим функциональным возможностям выступает как средство контроля, так и средство обучения в языковом образовании;
– по сфере употребления клоуз-тест является универсальным дидактическим средством, используемым на всех ступенях образования (начальное, среднее, высшее);
– клоуз-тест может использоваться автономно или как элемент контрольных мероприятиях во всех видах контроля (входящий, текущий, периодический, итоговый);
– клоуз-тест является эффективным средством формирования широкого спектра компетенций, умений и навыков, составляющих цель языкового образования;
– наполнение клоуз-теста предметным содержанием, его объем и сложность находятся в прямой зависимости от цели его применения.
Никитина, Е. Ю. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КЛОУЗ-ТЕСТИРОВАНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева, А. А. Петренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 5 (177). — С. 149-168. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.008.
1. Балуян С. Р. История и перспективы использования диктанта при обучении иностранным языкам в США // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (136). С. 98–102. EDN: ZFCLJJ
2. Грибова О. Е., Алмазова А. А. Стратегии заполнения лакун в клоуз-тесте учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 2. С. 340–358. DOI 10.15507/1991-9468.103.025.202102.340-358. EDN: BVQTAN (Scopus).
3. Багичева Н. В., Дёмышева А. С. Клоуз-тест как средство формирования текстовой компетенции младших школьников // Лингвокультурология. 2018. № 12. С. 17–23. EDN: YPNJCP
4. Helaluddin, Mannahali M., Purwati D., Alamsyah, & Wijaya H. (2023), “An Investigation into the Effect of Problem-based Learning on Learners’ Writing Performance, Critical and Creative Thinking Skills”, Journal of Language and Education, no. 9 (2), pp. 101–117. DOI 10.17323/jle.2023.14704. (Scopus, WoS).
5. Montaner-Villalba S. (2021), “Students’ Perceptions of ESP Academic Writing Skills through Flipped Learning during Covid-19”, Journal of Language and Education, no. 7 (4), pp. 107–116. DOI 10.17323/jle.2021.11901. (Scopus, WoS).
6. Хонамри Ф., Азизи М., Кралик Р. Использование интерактивного электронного перевернутого обучения для улучшения критического чтения студентов [in English] // Science for Education Today. 2020. № 1. С. 25–42. DOI 10.15293/2658-6762.2001.02.
7. Ermolaeva P. & Barron P. (2022), “The effectiveness of flipped classroom in the hospitality education”, Training, Language and Culture, no. 6 (4), pp. 31–49. (Scopus).
8. Данелян Г. В., Рябова Т. В. Клоуз-тест как эффективное средство контроля обученности иностранному языку // Мир педагогики и психологии : международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). С. 22–31. EDN: IGVTBR
9. Пикулева Е. В., Румянцева Т. А. Применение клоуз-тестов при обучении иностранным языкам // Создание искусственного иноязычного окружения как один из факторов активизации учебной деятельности : материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 31 октября 2019 года / под ред. А.В. Набирухиной. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. С. 49–54. EDN: JJAUKQ
10. Ширина Е. Л. Клоуз-тест в преподавании РКИ как средство обучения основным видам речевой деятельности и способ контроля знаний // Карповские научные чтения : материалы конференнции. Минск : «ИВЦ Минфина», 2017. Вып.11. Ч.1. С. 214–217.
11. Розикова С. Р. Клоуз–тест как средство контроля коммуникативной компетенции учащихся // Вестник института языков. 2022. № 1 (45). С.182–186. EDN: BORHQY
12. Арямнова М. А. Контроль результатов обучения // Интерактивная наука. 2018. № 11 (33). С. 18–20. DOI 10.21661/r-473926. EDN: YNWJWH
13. Корешникова Ю. Н., Авдеева Е. А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 36–66. DOI 10.17323/1814-9545-2022-3-36-66. EDN: YIVUFW (Scopus, WoS, RSCI).
14. Осинцева Т. В. Приём «клоуз-тест» как эффективное средство формирования техники понимания текста // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы научно-практического семинара, 16–17 апреля 2015 года / под ред.: Г. С. Чесноковой, И. А. Федорченко. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. С. 78–81. EDN: UFECCB
15. Семушина Е. Ю. Особенности формирования продуктивных навыков при изучении английского языка в магистратуре в дистанционном формате [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. DOI 10.17513/spno.31955. EDN: IGTYMQ
16. Сенченко Т. А. Проблема инварианта восприятия текстов разных коммуникативных регистров и ее решение методом клоуз-тестирования // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 28–31. EDN: NBPDHP
17. Данилина Н. Н. Приём клоуз-тест как одно из средств формирования лингвистической компетенции [Электронный ресурс] // Интерактивное образование : электронная газета. 2021. Вып. № 93 (февраль). URL: http://io.nios.ru/articles2/112/2/priyom-klouz-test-kak-odno-iz-sredstv-formirovaniya-lingvisticheskoy-kompetencii (дата обращения: 15.09.23).