Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена возросшими требованиями к уровню педагогической подготовки будущих учителей общеобразовательной школы. Самостоятельная работа в вузе является обязательным компонентом образовательного процесса, направленного на освоение основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Под самостоятельной работой понимают планируемый процесс выполнения студентами заданий различного уровня сложности как под руководством и методической поддержки преподавателя, так и без его непосредственного участия. Результаты теоретического и эмпи-рического исследования позволили нам сделать вывод о том, что необходима раз-работка системы организации самостоятельной работы студентов, направленной на создание строго структурированной, регулируемой и корригируемой системы действий, обеспечивающих получение гарантируемых результатов.
Материалы и методы. В исследовании использовались теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация, моделирование) и эмпирические (наблюдение, анкетирование) методы. В качестве методологической основы разработки системы организации самостоятельной работы студентов в вузе определены компетентностный, деятельностный и тех-нологический подходы.
Результаты. Разработана и теоретически обоснована система организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены методологические подходы, определены структурные компоненты системы организации самостоятельной работы студентов, раскрыто их содержание. Выявлены педагогические условия: ин-дивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной работы студентов; активизация мыслительной деятельности студентов как средство развития их самостоятельности; обеспечение взаимосвязи самостоя-тельной работы студентов с профессионально-педагогической деятельностью, взаимосвязанное использование которых способствует эффективному функционированию разработанной системы организации самостоятельной работы студентов.
Обсуждение. Процесс организации самостоятельной работы студентов, являясь важной составляющей профессионально-педагогической подготовки, включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, задача которого заключается в формировании у обучающихся позитивного отношения к организации самостоятельной работы в аудиторное и особенно во внеаудиторное время, мотива освоения умений и компетенций самообразования, самоорганизации, самоуправления, самоконтроля и самооценки, умений рефлексии, установок на самостоятельную деятельность; содержательно-технологический, включающий организацию аудиторной и внеаудиторной работы студентов с использованием активных и интерактивных методов обучения и современных образовательных технологий; контрольно-рефлексивный, назначение которого заключается в организации обратной связи, получении информации, позволяющей своевременно организовать корректирующие действия для ликвидации затруднений или пробелов в овладении умениями и способами самостоятельной деятельности. Рефлексивный аспект этого компонента обеспечивает обращение субъекта на самого себя, свою деятельность, продукты собственной активности. Эффективное функционирование и развитие разработанной системы достигается взаимосвязью и взаимодействием ее структурных компонентов и их функций.
Заключение. Формирование творческой личности, владеющей способами самостоятельного изучения психолого-педагогических проблем современного образования, готовой к решению разнообразных профессиональных задач, является первостепенной целью подготовки будущих педагогов. Образовательный процесс, ориентированный на систематическую организацию самостоятельной работы, позволяет студентам осваивать содержание дисциплины, развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания, учиться управлять своей деятельностью, осуществлять самоконтроль, работать в команде, формировать профессионально важные качества — организованность, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность.
самостоятельная работа; педагогическая система организации самостоятельной работы; методологические подходы; педагогические условия; педагогическая подготовка
‒ самостоятельная работа студентов рассматривается как обязательный компонент профессионально-педагогической подготовки в вузе, функцией которой является самостоятельное выполнение студентами заданий с целью формирования знаний, умений и профессионально важных качеств;
‒ на основе компетентностного, деятельностного и технологического подходов разработана система организации самостоятельной работы студентов, включающая мотивационно-целевой, содержательно-технологический и контрольно-рефлексивный компоненты;
‒ в соответствии с особенностями организации самостоятельной работы в педагогическом вузе выявлены педагогические условия: индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной работы студентов; активизация мыслительной деятельности студентов как средство развития их самостоятельности; обеспечение взаимосвязи самостоятельной работы студентов с профессионально-педагогической деятельностью, комплексное использование которых способствует повышению эффективности реализации системы организации самостоятельной работы студентов.
Елагина, В. С. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / В. С. Елагина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 5 (177). — С. 83-107. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.005.
1. Антонова Д. А., Оспенникова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза в условиях применения технологии продуктивного обучения // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 43–52. DOI 10.26170/po16-10-08. EDN: XACBSP
2. Никулин А. А. Актуальные проблемы реализации самостоятельной работы студентов: теоретико-методологические основы // Современное образование. 2018. № 2. С. 95–103. DOI 10.25136/2409-8736.2018.2.25957. EDN: XRHZXV
3. Умаркулова Н. Н. Самостоятельная работа как психолого-педагогический феномен // Актуальные исследования. 2021. № 27 (54). С. 60–62. EDN: ENVVMV
4. Понятие и сущность самостоятельной работы обучающихся [Электронный ресурс] / А. И. Торопова [и др.] // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12. URL: https://human.snauka.ru /2020/ 12/37693 (дата обращения: 12.07.2023). EDN: YERWVI
5. Харабаджах М. Н. Технологический подход в образовании: сущность и перспективы // Проблемы современного педагогического образования, 2019. № 65-1. С. 279–281. EDN: AVTSVF
6. Котлярова И. О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 1. С. 6–20. DOI 10.14529/ped190101. EDN: VVBIUI
7. Сигачев М. Ю., Короткова А. Л., Ахунзянова А. Г. Поиск методов в педагогическом исследовании: моделирование эксперимента // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 3-1. С. 532–538. DOI 10.34670/AR.2022.39.63.039. EDN: ZFDGYQ