Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 5 (177) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.001
УДК: 378
ББК: 74.489
Б. А. Артеменко ORCID
Доцент, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
З. И. Тюмасева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Е. Пермякова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация

Введение. Глобальные изменения в современном социуме касаются практически всех сфер общественной жизни и находят свое отражение в возникающих экологических противоречиях, затрагивающих в первую очередь проблемы выживания человека. Это диктует необходимость изменений в триаде: «человек – общество – природа», которые влияют не только на взаимоотношения человека с окружающей средой, но и на основные тенденции образования в области экологии. Новое содержание данного образования определяется реализацией экологического подхода. Причем дихотомия в изучении материала заключается, с одной стороны, в формировании экологического мировоззрения у студентов — будущих педагогов, а, с другой стороны, у детей дошкольного возраста. Таким образом, подготовка специалистов должна включать в себя следующие направления: формирование экологического мировоззрения, экологического профессионализма и практической деятельности в природе. Экологическая образованность будущих педагогов позволит им обеспечить качественную организацию образовательного процесса в детском саду в будущем. Для более углубленной подготовки студентов недостаточно только использовать традиционные формы работы, необходимо обращаться к взаимодействию с природоохранными учреждениями, учреждениями культуры, профильными образовательными организациями и др. В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к организации экологического образования детей дошкольного возраста. Основное содержание исследования составляет выявление уровня готовности студентов к названному процессу.

Материалы и методы. При проектировании исследования использованы методы: анализ литературы и нормативных документов по рассматриваемой проблеме; беседа; анкетирование; методика определения уровня сформированности экологической культуры личности (адаптация метода Г. Е. Залесского). В исследовании приняло участие 59 человек из числа студентов факультета дошкольного образования.

Результаты. Процесс подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в рамках исследования заключается в формировании экологической активности, экологической ответственности, экологической деятельности и в целом экологической культуры детей дошкольного возраста. Изучение дисциплин, направленных на раскрытие теоретических и практических сторон экологического образования дошкольников с учетом краеведческого подхода, позволяет сформировать перечень профессиональных компетенций будущих педагогов.

Обсуждение. По результатам проделанной работы с целью выявления готовности студентов факультета дошкольного образования к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Экологическое образование» была выявлена эффективность и целесообразность данной деятельности по трем компонентам: экологическая активность, экологическая ответственность, экологическая деятельность, что подтвердило адекватность предлагаемого для изучения студентам материала в рамках реализуемых программ.

Заключение. Результаты проведенной работы позволили констатировать, что готовность студентов к реализации экологического образования детей дошкольного возраста заключается в развитии их экологической активности, экологической ответственности, экологической деятельности и формировании экологической культуры. Профессиональная компетентность студентов в области экологического образования детей дошкольного возраста направлена на освоение ими как экологических знаний, так и экологически целесообразного поведения и готовности к использованию данного материала в профессиональной деятельности.

Ключевые слова

профессиональная подготовка; педагог дошкольной образовательной организации; дошкольное образование; обучение в педагогическом вузе; экологическое образование; экологическая культура

Основные положения

– установлено, что подготовка педагогов к реализации образовательной области «Познавательное развитие» в части экологического образования детей дошкольного возраста включает три уровня: когнитивный, мотивационный, поведенческий;

– описан опыт подготовки студентов к экологическому образованию детей дошкольного возраста. 

Цитировать публикацию

Артеменко, Б. А.  СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] / Б. А. Артеменко, З. И. Тюмасева, Н. Е. Пермякова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  5 (177). — С. 7-27. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.001.

Библиографический список

1. Канарш Г. Ю. Экология и капитализм // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 1. С. 90–107. DOI 10.17805/zpu.2023.1.6. EDN: RDGQYU

2. Дзятковская Е. Н. О концепции отечественного экологического образования в международном контексте // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 18, № 1. С. 6–13. DOI 10.21209/2658-7114-2023-18-1-6-13. EDN: ETVRJK

3. Будякова Т. П., Пронина А. Н. Проблемы формирования экологического сознания современных школьников // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16, № 2. С. 153–164. DOI 10.26907/esd.16.2.10. EDN: WMQQSA (Scopus).

4. Глазачев С. Н., Петров С. Е. Высшее педагогическое образование в области окружающей среды на современном этапе // Грани познания. 2021. № 4. С. 12–20. EDN: LYWQCR

5. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Миссия экологического образования – 2030 // Педагогика. 2020. № 6. С. 68–76. EDN: MQFSXF

6. Лидская Э. В., Мдивани М. О. Экологическое сознание детей 6–10 лет с точки зрения диалектического мышления // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 6. С. 77–86. DOI 10.17759/pse.2017220607. EDN ZXKZWT (Scopus, WoS, RSCI).

7. Мамедов Н. М. Экологизация образования не заменит экологическое образование // Энергия: экономика, техника, экология. 2023. № 2 (458). С. 8–13. DOI 10.7868/S0233361923020027. EDN: DUXNDP

8. Рыжова Н. А. Образование для устойчивого развития: что может детский сад? // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2020. № 8. С. 433–434. EDN: HWREXT

9. Батурина О. Ю. Анализ готовности студентов к осуществлению экологического образования в профессиональной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2022. № 1 (58). С. 192–203. DOI 10.26456/vtpsyped/2022.1.192. EDN: MEVNPS

10. Гришаева Ю. М., Ткачева З. Н., Евстафьева Н. С. Профессиональное педагогическое образование и экологическая культура будущего учителя: задачи и возможности реализации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 10. С. 58–60. EDN: ZQXPSH

11. Шепилова Н. А. Изучение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области экологического образования дошкольников // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11, № 1 (43). С. 51–58. DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-1-51-58. EDN: NBGMXF

12. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. Москва : Изд-во МГУ, 1994. – 144 с.

13. Шутова И. П., Осинцева Н. В. Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельностного компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г. Е. Залесского // Научный диалог. 2017. № 4. С. 273–287. DOI 10.24224/2227-1295-2017-4-273-287. EDN: YLOOBF