Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 5 (177) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.014
УДК: 159.9 : 376
ББК: 88.40 : 74.5
Л. М. Лапшина ORCID
Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. С. Коробинцева ORCID
Преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предмет-ных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация

Введение. В статье представлено авторское обоснование необходимости разработки психологических условий формирования готовности современного педагога основной школы к профессиональной деятельности со школьниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Представлены результаты экспериментального исследования актуального уровня сформированности мотивационного-ценностного компонента как ведущего в психологической готовности учителей основной школы к работе с обучающимися, имеющими ЗПР.

Материалы и методы. Методологические позиции данного исследования определены принципиальными положениями классической и современной отечественной психологии об объективных законах психического развития нормального и аномального ребенка, что заложено в теории культурно-исторической концепции Л. С. Выготского; федеральным государственным образова-тельным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1598 от 19 декабря 2014 г., утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ; в рамках изучения ведущих тенденций развития общего образования — явлений интеграции и инклюзии, что отражено в исследованиях Н. В. Бабкиной, Е. Л. Индебаум, И. А. Коробейникова, О. С. Никольской, С. Н. Сорокоумовой и др. Изучено содержание понятия «психологическая готовность учителя к работе со школьниками, имеющими ЗПР», определены ее компоненты; выявлен уровень мотивационно-ценностного компонента готовности учителей основной школы к работе со школьниками, имеющими ЗПР.

Результаты. Определена методика изучения мотивационного компонента психологической готовности учителей основной школы к работе со школьниками, имеющими ЗПР. В рамках данного исследования выявлены различные мотивационные комплексы, определяющие эффективность профессиональной деятельности педагогов в условиях инклюзивной среды. Отмечено, что достаточно большое количество педагогов с неэффективными мотивационными комплексами следует рассматривать как группу учителей, склонных к риску неудовлетворения особых образовательных потребностей детей с ЗПР.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью исследования является определение уровня мотивационно-ценностного компонента психологической готовности учителей основной школы к работе со школьниками, имеющими ЗПР. В экспериментальной группе выявлен весь спектр возможных значений сформированности мотивационных комплексов. Группа педагогов, имеющих эффективные комплексы мотивационного компонента, ока-зывается готовой к реализации принципов инклюзивного образования в большей степени, чем учителя с неэффективными мотивационными комплексами.

Заключение. В результате исследования сделан вывод о состоянии мотивационно-ценностного компонента психологической готовности учителей основной школы к работе в условиях интеграции с детьми, имеющими задержку психического развития. Необходимо создание особых условия для повышения уровня мотивационно-ценностного компонента как основного компонента психологической готовности педагога основной школы к осуществлению эффективной профессиональной деятельности со школьниками, имеющими ЗПР в учреждениях, реализующих на практике принципы инклюзивного образования.

Ключевые слова

психологическая готовность; учитель; мотивационно-ценностный компонент психологической готовности; школьники с задержкой психического развития

Основные положения

– мотивационно-ценностный компонент психологической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях развития отечественной системы образования является важнейшим компонентом, от уровня сформированности которого зависит качество удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, имеющих задержку психического развития; данный компонент направлен на формирование ценностного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, к принятию его индивидуальных особенностей, к пониманию смысла детства как социокультурного явления;

– большинство педагогов-участников экспериментального исследования имеют неэффективные мотивационными комплексы мотивационно-ценностного компонента психологической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности с обучающимся с ЗПР, что рассматривается как недостаточная готовность к реализации на практике принципов инклюзивного образования;

– для повышения мотивационной готовности педагогических работников к работе с детьми с ЗПР необходимо создание особых психологических условий; в качестве основных следует отметить разнообразие возможностей получения специального обра-зования в условиях целенаправленного обучения, а также разнообразие и регулярность самообразования педагога.

Цитировать публикацию

Лапшина, Л. М.  МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ [Текст] / Л. М. Лапшина, М. С. Коробинцева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  5 (177). — С. 286-308. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.014.

Библиографический список

1. Сорокоумова С. Н., Ларикова Э. Н. Смысложизненные ориентации в структуре личности будущих дефектологов // Вестник Мининского университета. 2022. № 1 (38). DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-9. EDN: WKFLBR

2. Куликова Т. А., Пронина Н. А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (192). С. 84–90. DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-84-90. EDN: YUMOGH

3. Толмачева Г. А. Сущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2006. № 2 (14). С. 51–56. EDN: ULVYBA

4. Коробейников И. А. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 2. С. 239-252. DOI 10.17759/cpse.2021100213. EDN: BRMXSM

5. Китова Д. А., Журавлев А. Л. Феномен ответственности в структуре представлений россиян о профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2022. T. 43, № 5. C. 47–57. DOI 10.31857/S020595920022781-5. EDN: DNEGIP (Scopus, WoS, RSCI).

6. Майсак Н. В., Ильин В. А. Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 1. С. 59–70. DOI 10.31857/S020595920002250-1. EDN YZRDCH (Scopus, WoS, RSCI).

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 480 с

8. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Иванова Т. Ю. Профессиональная идентичность и удовлетворенность профессиональной деятельностью как факторы благополучия на рабочем месте // Вестник Московского университета. Cерия 14: Психология. 2022. № 4. С. 115–135. DOI 10.11621/vsp.2022.04.05. EDN WBNFSL (RSCI).

9. Сорокоумова С. Н., Заварзина О.О. Специфика психологического сопровождения детского развития в инклюзивном образовании // Инициативы XXI века. 2014. № 4.  С. 121–123. EDN: TNADSV

10. Захарова В. А., Ощепкова М. А. Формирование функциональной грамотности в инклюзивном классе: как подготовить учителя к индивидуализации? // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023.  № 14. С. 53–69. DOI 10.24412/2712-827X-2023-14-53-70. EDN: AIPZTB

11. Немирова Н. В., Кантор В. З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 3. С. 28–44. DOI 10.15293/2658-6762.2003.02. EDN: CIPFZR

12. Яковлева И. М., Яковлев С. В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образования школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 170–181. DOI 10.26170/1999-6993_2021_02_13. EDN: EWNGXZ

13. Ваниева В. Ю. К вопросу о ценностных ориентациях будущих педагогов дефектологов в контексте аксиологического подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12, № 1 (42). С. 19–22. DOI 10.57145/27128474_2023_12_01_03. EDN: BTPBBT