Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассмотрена проблема коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве. Автором предложен анализ результатов эмпирического исследования когнитивных и коммуникативных установок, самопрезентации, мотивационных ориентаций личности интернет-пользователя как составляющих коммуникативного поведения. Предложена статистически подтверждённая типология интернет-коммуникатов.
Материалы и методы. Основные методы исследования — анализ литературы по проблеме исследования; авторский исследовательский опросник; методика диагностики иррациональных установок (А. Эллис); шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли); методика диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева); методика диагностики типа коммуникативной установки (В. В. Бойко).
Результаты. В ходе исследования получены достоверные результаты исследования коммуникативного поведения интернет-пользователей. Выявлено, что на коммуникативное поведение личности оказывает влияние когнитивно-аффективный компонент (на-личие иррациональных установок); конативный компонент (особенности тактик самопрезентации). Автором отмечено, что в структуру коммуникативного поведения могут быть включены мотивационный компонент (мотивационная ориентация в межличностных коммуникациях) и коммуникативный компонент (наличие коммуникативных установок).
Обсуждение. Результаты исследования агрессивного поведения в интернет-пространстве позволили выделить типы виртуальных коммуникантов и изучить взаимосвязь между их психологическими особенностями. Так, существует взаимосвязь между ориентацией на принятие партнёра и препятствование самому себе; открытой жестокостью и негативной оценкой других; гармоничностью коммуникационных ориентаций и оправданием с отрицанием ответственности. Полученные результаты значительно расширяют представления о коммуникативном поведении личности.
Заключение. Выявлена типология онлайн-коммуникантов, включающая в себя показатели когнитивных и коммуникативных установок, самопрезентации, мотивационных ориентаций личности. Исходя из наличия и выраженности указанных параметров, коммуникативное поведение личности в интернет-пространстве может иметь свою специфику. В исследовании допущено предположение, что коммуникативное поведение может иметь деструктивный или конструктивный характер.
интернет-пространство; интернет-пользователь; коммуникативное поведение; коммуникация; установки
– коммуникативная деятельность личности может расширяться или видоизменяться под воздействием виртуального пространства;
– существуют различия между интернет-пользователями с различными типами коммуникативного поведения по параметрам наличия и выраженности иррациональных установок, особенностей тактик самопрезентации, мотивационной ориентации в межличностных коммуникациях и наличия коммуникативных установок.
Лучинкина, И. С. СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ [Текст] / И. С. Лучинкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 5 (177). — С. 309-321. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.015.
1. Скуратов А. Б. Коммуникативное лидерство в локальных интернет-сообществах // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 56. С. 56–59. EDN: UNRFEF
2. Бондаренко А. О. Троллинг как вид вербальной агрессии (на материале французского языка) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. № 8 (824). С. 22–32. EDN: SUKKOI
3. Лучинкина А. И. Психология человека в Интернете. Киев : Информационные системы, 2012. – 200 с.
4. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 1. С. 48–51. EDN: OXNJLJ
5. Шаткин М. А, Орлов М. О. Интернет поведения: виды, модели, принципы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2023. Т. 39, № 2. С. 368–380. DOI 10.21638/spbu17.2023.212. EDN: KICTMB (Scopus, WoS).
6. Еляков А. Д. Homo Informaticus и современная информационная среда // Философия и общество. 2012. № 3 (67). С. 38–59. EDN: PPAUGN (RSCI).
7. Попова Д. А. Цифровая личность как центральный элемент межперсонального интернет-дискурса // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 2. С. 87–91. EDN: JQHKRX
8. Лучинкина А. И Психологический анализ отклонений в процессе интернет-социализации личности // Гуманитарные науки. 2016. № 1 (33). С. 54-62. EDN: VPPYAT
9. Стернин И. А. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения // Коммуникативные исследования. 2018. № 2 (16). С. 20–34. DOI 10.25513/2413-6182.2018.2.20-34. EDN: XOPJDV
10. Щербаков В. П. Коммунальность и коммуникация // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. № 3. С. 163–168. EDN: RUCAQJ
11. Алехин А. Н., Грекова А. А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 1. С. 162–176. DOI 10.17759/cpse.2019080110. EDN: CHCOFW (Scopus, WoS, RSCI).