Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 5 (177) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.016
УДК: 159.923
ББК: 88.2
И. С. Лучинкина ORCID
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация

Введение. В статье рассмотрены особенности мотивации к семейной жизни у интернет-активной молодёжи. Автором предложен анализ результатов эмпирического исследования доминирующих мотивов вступления в брак и образа семьи у интернет-пользователей. Приведена типология групп интернет-активных респондентов с различными мотивами вступления в брак.

Материалы и методы. Основные методы исследования – анализ литературы по проблеме исследования; авторский исследовательский опросник на выявление уровня активности в интернет-пространстве; методики: «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой (в адаптации для интернет-пространства); контент-анализ самоотчетов на тему «Моя будущая семья».

Результаты. Выявлены особенности мотивов вступления в брак и специфика образа семьи интернет-активных респондентов. Отмечено, что ролевые ожидания и притязания в браке интернет-активных респондентов связаны с эмоционально-терапевтической функцией, социальной активностью, личностной идентификации с супругом. В ходе исследования проанализировано, что респондентам выборки присущи следующие критерии образа семьи: принятие и поддержка, доверие, уют, уважение, благополучие, осознанность и развитие, наличие детей, счастливая и дружная семья.

Обсуждение. Результаты исследования показали, что у всех интернет-активных респондентов в образе семьи в меньшей степени выражены категории осознанности и развития, уюта. Самая актуальная категория в образе семьи — наличие любви. Предположено, что интернет-пространство как новый институт социализации способно изменять, дополнять или создавать новые мотивы любой коммуникативной деятельности личности, в том числе в межличностных взаимоотношениях.

Заключение. Исследование позволило выявить типологию групп интернет-активных пользователей в зависимости от их мотивов вступления в брак и доминирующего образа семьи. Полученная типология может лечь в основу программы психологического сопровождения интернет-активной молодежи. Во-первых, такая программа позволит акцентировать внимание на основных затруднениях респондентов в межличностных взаимоотношениях. Во-вторых, индивидуальные методы и подход в зависимости от особенностей группы интернет-пользователей способен показать большую эффективность и динамику, чем обобщенные подходы без учета специфики.

Ключевые слова

интернет-пространство; интернет-активность; брак; образ семьи; мотивы; мотивация; молодежь

Основные положения

– исследования активных интернет-пользователей не в полном объеме представляют специфику их межличностных взаимоотношений, в том числе мотивы вступления в брак и образ семьи;

– в зависимости от мотивов семейных взаимоотношений и образа семьи могут быть выделены группы интернет-активных пользователей.

Цитировать публикацию

Лучинкина, И. С.  СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ [Текст] / И. С. Лучинкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  5 (177). — С. 322-333. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.016.

Библиографический список

1. Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 83–89. EDN: SAHDLZ (Scopus, WoS, RSCI).

2. Обозов H. H., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. № 2. С.147–151. (Scopus, WoS, RSCI).

3. Олейник Ю. Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. 1986. № 2. С. 59–65. EDN: XVZRNB (Scopus, WoS, RSCI).

4. Лучинкина А. И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 1. С. 59–69. DOI 10.18413/2313-8971-2019-5-1-0-5. EDN: HTYJLA

5. Яницкий М. С. Региональный университет: глобальные вызовы и проблемы выбора вектора развития // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 7–17. DOI 10.15293/1813-4718.1805.01. EDN: VLQOBQ

6. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71–80. DOI 10.17759/sps.2018090308. EDN: YQSMUX (Scopus, WoS, RSCI).

7. Stornaiuolo A. (2017), “Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions on Social Network Sites”, Human Development, vol. 60, pp. 233–238. (Scopus, WoS).

8. Плетнев А. В. Аномия молодого поколения как фактор изменения образования в условиях цифрового общества // Научное мнение. 2022. № 9. С. 27–33. DOI 10.25807/22224378_2022_9_27. EDN: LAUMVO

9. Комаров В. В. Разработка вероятного психологического портрета пользователя социальной сети // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. № 4 (50). С. 45–54. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-45-54. EDN: ETZQET

10. Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М. Семейная психотерапия и клиническая психология семьи // Российский семейный врач. 2005. Т. 9, № 2. С. 16–21. EDN: NQXJYC