Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Изучение содержания и особенностей полоролевых стереотипов приводит к необходимости выявления актуальных тенденций изменения стереотипных представлений. Цель работы — провести теоретическое и эмпирическое исследование характера взаимосвязей полоролевых стереотипов и психологического благополучия на примере студентов вуза.
Материалы и методы. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация; эмпирические: тестирование, анкетирование; статистические: вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена, U-критерия Манна-Уитни. Методики исследования: «Гендерный профиль полоролевых женских стереотипов» О. Л. Кустовой; «Гендерный профиль полоролевых мужских стереотипов» О. Л. Кустовой; «Самооценка склонности к гендерной стереотипизации» О. Н. Богданович в модификации Н. П. Фетискина; «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко. В исследовании приняли участие студенты (N = 60) ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет».
Результаты. Взаимосвязь общего уровня психологического благополучия с уровнем подверженности полоролевыми стереотипами не подтвердилась, что позволяет утверждать, что полоролевые стереотипы и общий уровень психологического благополучия представляют собой независимые явления. Уровень подверженности полоролевым стереотипам различается в зависимости от пола студентов: юноши демонстрируют более высокий уровень гендерной стереотипизации, чем девушки.
Обсуждение. Результаты диагностики уровня подверженности полоролевым стереотипам показали, что юноши демонстрируют более высокий уровень гендерной стереотипизации, чем девушки. У девушек, в свою очередь, выявлена прямая корреляционная связь самопринятия с уровнем гендерной стереотипизации.
Заключение. Проведенное исследование подтверждает теоретическую значимость работы, которая заключается в анализе и систематизации имеющихся в науке исследований по проблеме полоролевых стереотипов и психологического благополучия студентов вуза, что позволяет расширить и конкретизировать научные представления об особенностях и взаимосвязи данных феноменов у обучающихся. Результаты исследования использованы в процессе тренингового взаимодействия по развитию компонентов психологического благополучия с учётом выраженности гендерных стереотипов.
социальный стереотип; полоролевой стереотип; женский стереотип; мужской стереотип; психологическое благополучие; личность; студенты вуза
– исследование взаимосвязи психологического благополучия и подверженности полоролевым стереотипам следует проводить с учетом гендерных, социальных и конструктивистских теорий гендерной стереотипизации и с помощью основных парадигм изучения данного феномена — гедонистической и эвдемонистической;
– между системой компонентов психологического благополучия и подверженностью полоролевым стереотипам могут существовать взаимосвязи, обнаруживающие различия в уровне гендерной стереотипизациии;
– трансформация полоролевых стереотипов в современной студенческой среде неизбежна, поскольку полоролевые стереотипы являются и причиной, и следствием гендерных различий и положения мужчин и женщин в обществе.
Долгова, В.И. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНО-СТИ [Текст] / В.И. Долгова, О. В. Бельтюкова, К. А. Овечкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 5 (177). — С. 244-271. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.177.5.012.
1. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М. : Общественное мнение, 2004. – 384 с. ISBN 5-93947-016-5.
2. Фешкина И. А. Сущность и роль стереотипов в процессе межкультурной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 5 (39). С. 53–57. EDN: LPAWTH
3. Klineberg O. (1950), Tensions Affecting International Understanding. A Survey of Research, Social Science Research Council, New York, 227 p. ISBN 0-59883-368-4.
4. Суворова Н. А., Сараева Е. В. Взаимосвязь полоролевых стереотипов и самоактуализации у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. №. 29. С. 132–142. EDN: YNCDST
5. Манукян В. Р., Трошихина Е. Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №. 2 (26). С. 77–85. DOI 10.17072/2078-7898/2016-2-77-85. EDN: WHHCQF
6. Гасанова Д. И., Магомедова А. Н., Алиева М. Б. Психологические аспекты особенностей российского студенчества в контексте современных социокультурных реалий // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 285–288. EDN: PWFVDQ
7. Севостьянова Е. П. Социально-психологические особенности современного студенчества // Научные горизонты. 2018. № 4 (8). С. 88–92. EDN: XMQZQT
8. Логиновских У. Е. Гендерные стереотипы в рамках социокультурного и структурно-функционального подходов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 7. С. 73–75. DOI 10.23672/u8461-9884-5191-f. EDN: DFVIAE
9. Шевеленкова Т. Д., Фесенко Т. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–121.
10. Фетискин Н. П. Психологические основы гендерных исследований Кострома : Костромской государственный университет, 2017. – 548 с. ISBN 978-5-8285-0868-6.
11. Минюрова С. А., Кустова О. Л. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах // Семейная психология и семейная терапия. 1997. № 1. С. 95–97. EDN: HJEUIB
12. Перевозкин С. Б, Перевозкина Ю. М. Методы математической статистики в научно-исследовательской работе психолога. Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2017. – 162 c. ISBN 978-5-7014-0797-6
13. Бородовицына Т. О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. С. 1–10. EDN: EUSSYT
14. Рынзина А. Г., Великанова А. С. Сравнительный анализ подходов к изучению психологического благополучия личности студентов // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 4. С. 88-101. DOI 10.18413/2313-8971-2021-7-4-0-7. EDN: VKAURB