Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.77..5..004
УДК: 376.112.4
ББК: 74.100.55
И. Г. Галянт ORCID
Доцент, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация

Введение.В статье обоснована актуальность проблемы инклюзивного образования детей в контексте требований ФГОС дошкольного образования; рассматривается арт-терапия как средство психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель статьи ‒ обосновать и раскрыть авторскую методику творческого развития детей средствами арт-терапии, способствующую адаптации, социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по изучению особенностей развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также метод интеграции искусств и различных видов творческой деятельности детей.

Результаты. Представлены дидактические практики по реализации арт-терапии средствами музыкотерапии, ритмотерапии, танцетерапии, сказкотерапии, бусотерапии, способствующие процессу адаптации, социализации, творческому развитию  детей с ограниченными возможностями здоровья; автором выявлены и описаны эффективные методы и приёмы работы с детьми с особенностями развития, которые могут иметь практическое применение в условиях дошкольной образовательной организации, специализированных коррекционных дошкольных организациях и в условиях домашнего бучения.

Обсуждения. Акцентируется внимание наарт-терапевтические возможности искусства, как средства коррекции и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение. Метод интеграции искусства и видов творческой деятельности детей способствует использованию арт-терапии как средства психолого-педагогического

сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Принятие индивидуальности каждого ребёнка и многообразия детства,  удовлетворение особых потребнос-


тей каждого ребенка должно стать целью российской образовательной системы.

Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста,  психолого-педагогическое сопровождение, средства арт-терапии, ситуация успеха, творчество, импровизация

Основные положения

- определены основные проблемы инклюзивного дошкольного образования на современном этапе развития;

- определены особенности развития детей с ограниченными возможностями здо-

ровья для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения ребёнка и выстраи-

вания индивидуального маршрута развития;

- разработаны дидактические практики по реализации арт-терапии. способствующие процессу адаптации, социализации, творческому развитию  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цитировать публикацию

Галянт, И. Г.  АРТ-ТЕРАПИЯ КАК НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / И. Г. Галянт, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  5. — С. 50-60. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.77..5..004.

Библиографический список

1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практич. конф., 20-22 июня 2011. М. : МГППУ, 2011 С.7-8.

2. Галянт И. Г. Организация жизненного пространства  детей в условиях инклюзивного образования // «Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований» : сб. материалов XIV международной науч.-практ. конф. Челябинск : Изд-во Челябинского гос.пед.ун-та, 2016. –  С.116-121.

3. Буянов М. И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам. М. : Педагогика, 1971. – 349 с.

4. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными  возможностями здо-

 

ровья в семье. М. : АРКТИ, 2007. – 80 с.

5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М. : Просвещение, 2005, – 272 с.

6. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошк. учреждений. М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.

7. Киселева  М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психо­логов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. – 160 с.

8. Копытин A. M., Сеитовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М. : Коги-то-Центр, 2007. – 260 с.

9. Крамер Э. Арт-терапия с детьми:  Пер. с англ. Э. Крамер. Вступ. ст. и послесловие Е. Макаровой. М. : Генезис, 2013. – 320 с.

10. Кобозева И. С. Современные проблемы музыкального образования и воспитания // Интеграция образования. 2002, № 2/3. С.178-182. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.765-1.

11.  Кутепова Е. Н. Психолого-педагогическое  сопровождение  в  инклюзивном образовании. Сборник научных статей / отв.ред. С. В.Алёхина. М. : ГБОУ МГПИ, 2014. – 156 с.

12. Лазарев М. Л. Музыкальный интеллект как основа модели гармонизация развития ребёнка на разных стадиях детского онтогенеза, включая пренатальный возраст // Вестник МГУКИ, 2012, № 4. С.158-164.

13. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003. – 256 с.

14. Малофеев Н. Н. Интегрированное обучение: ситуация России XXI века // Специальное образование. 2005. – № 5. – С. 8–13.

15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2013. - 352 с.

16.  Мещанова Л. Н., Шмидт А. О. Социальная реабилитация ребёнка с ограниченными возможностями в условиях интегративной театрально-хоровой деятельности // Наука. Искусство. Культура. 2014, № 4. - С.128-142.

17. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию Становление человека. М. : ЭКСМО-пресс, «Универс», 2001, 416 с.

18. Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. Алетейя, 2000, - 296 с.

19. Ширяева Ю. Г. Программа формирования гуманистической направленности старших дошкольников на материале искусства анималистического жанра // Интеграция образования. 2009, №1. С.83-85. (Skopus).

20. Юнг К. Г. Психология бессознательного. Феномен одарённости. М. : АСТ: КАНОН+, 2001,- 400 с.