Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.85..5..018
УДК: 29 (07)
ББК: 74.268.6
Н. П. Шитякова ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Верховых ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследования по выявлению особенностей целеполагания при проектировании урока с позиций системно-деятельностного подхода. Цель статьи – раскрыть сущность цели в формате образовательного результата урока как его системообразующего компонента, отвечающего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы, как контент-анализ и качественный анализ.

Результаты. Выявлены стереотипы, типичные затрудненияи недостаткив процессе проектирования педагогами целей и прогнозирования результатов урока. В соответствии с  системно-деятельностным подходом определено, что цель урока должна быть сформулирована в формате образовательного результата. Определена сущность  образовательного результата урока как освоенного обучающимися действия (или действий) с присущими ему признаками и свойствами.

Обсуждение. Отмечается, что в процессе целеполагания на основе системно-деятельностного подхода необходимо рассматривать образовательный результат урока как освоенные обучающимися действия, обеспечивающие  применение имеющихся знаний на практике в стандартных и нестандартных, в учебных и жизненных ситуациях, а также оперирование знаниями, необходимыми  для  решения  разнообразных  проблем

 

и создания нового интеллектуального продукта. Образовательные результаты характеризуются конкретностью, достижимостью в установленные временные рамки, диагностичностью, измеряемостью. Они проектируются на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта с учетом уровня развития обучающихся.

Заключение. Определение цели урока в формате образовательного результата в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода позволит спроектировать учебные ситуации, задания и упражнения, способствующие формированию у обучающихся современных практико-ориентированных действий, и обеспечит целостность урока как системы.

Ключевые слова

системно-деятельностный подход, цель урока, образовательный результат урока

Основные положения

- изучен  опыт постановки педагогами целей урока;

- установлено понимание учителями цели урока как стратегической, а не оперативной цели; идентификация педагогами результатов урока с универсальными учебными действиями; неумение использовать ключевые слова и фразы для их декомпозиции до уровня конкретных действий, которые реально сформировать на отдельном уроке;

- сформулировано определение образовательного результат как системообразующего компонента урока.

Цитировать публикацию

Шитякова, Н. П.  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА [Текст] / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  5. — С. 225-236. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.85..5..018.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. – № 4. – С. 18-22.

2. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2012. - №4. – С. 185-192.

3. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2013. - № 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18983507 (дата обращения: 25.10.2018 г.).

4. Бисингалиева А. А. Системно-деятельностный подход в обучении в начальной школе как средство реализации Федеральных государственных стандартов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. – № 29. – С. 56-61.

5. Гасанова С. Х., Магомедова Ф. Д. Мотивация учения и системно-деятельностный подход в работе с младшими школьниками // Известия Дагестанского государственного   педагогического  университета.  Психолого-педагогические науки. 2013. -№ 3(24). – С. 61-64.

6. Забродина И. В., Козлова Н. А. Технология организации современного учебного занятия // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. 2018. - №6 (160). – С. 53-56.

7. Чирко О. О. Системно-деятельностный подход на уроках «Основы православной культуры» // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2013. – № 12. – С. 21-26.

8. Лебедев   О. Е.  Размышления  о   целях   и   результатах // Вопросы образования.

 

2013. - №1. – С. 7-24.

9. Пачина А. Г. Достижение планируемых результатов на уроках в начальной школе // Начальная школа. 2014. - №12. – С. 24-28.

10. Шитякова Н. П., Верховых И. В. Определение образовательных результатов основной профессиональной образовательной программы как условие объективной оценки качества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. – Т.10. – №3. – С. 15-23.

11. Горшкова Е. Б. Системно-деятельностный подход в формировании нравственных качеств у младших школьников // Инновации в науке. 2012. - №8-2. – С. 31-34.

12. Становская Т. А. Возможности организации проектной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. – №23. – С. 377-379.

13. Шитякова Н. П., Верховых И. В. Применение игровых технологий на уроках «Основы православной культуры» : сборник материалов конгресса «Первый международный Конгресс православных ученых». Воронеж, 2017. – С. 57-59.

14. Игнатьева Г. А. Учебное занятие как событие воспитания и развития обучающихся  // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. – № 3 (42). – С. 9-21.

15. Shukshina T. I., Gorshenina S.N., Buyanova I. B., Neyasova I. A. Practice-oriented teachers’ training: Innovative approach. International Journal of Environmental and Science Education. 2016, Vol. 11, Nо. 16, P. 9125-9135. Available at: http://www.ijese.net/makale/1152 (Accessed: 26.10.2018).

16. Shukshina T. I., Gorshenina S. N., Neyasova I. A. Pedagogical support of ethnic, social and cultural experience formation in primary school students. Man in India. 2017, No.97 Issue No. 3, P. 1-13. Available at: http://serialsjournals.com/articles.php?journals_id=40&volumes_id=1060&volumesno_id=1182    (Accessed: 26.10.2018).

17. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю.  Межкультурный компонент коммуникативного образования студентов   вузов // Вестник  Челябинского государственного педагогического университета. 2013. - №7. – С. 94-102.