Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.30..5..002
УДК: 378.937:001
ББК: 74.480.26:73
Наталья Валентиновна Бутенко ORCID
Профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Алексей Александрович Богатырев ORCID
Cтарший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и мето-дики обучения информатике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СВЯЗИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Аннотация

Введение. В статье исследуется проблема формирования информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных организаций для обеспечения качества образовательного процесса. Информационно-коммуникационная культура рассматривается в совокупности компонентов на основе взаимосвязи теории с практикой на уровне решения педагогических проблем.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования информационной культуры педагогов, информатизации образования и формирования электронной информационной образовательной среды; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. В основе содержания каждого компонента информационно-коммуникационной культуры педагога нами выделены основные конструкты:

- мотивационно-ценностный компонент;

- эмоционально-психологический компонент;

- проектировочно-технологический компонент;

- компонент методической рефлексии;

- творческо-деятельностный компонент.

Обсуждение.  Подчеркивается, что  результативностью  проекта  является  представление ориентиров  интерпретации компонентов информационно-коммуникационной культуры педагога.

Заключение. Делается вывод о том, что основе содержания информационно-коммуникационной культуры педагога должны присутствовать выделенные в работе компоненты.

 

Ключевые слова

информационная культура, информационно-коммуникационная культура, педагог, компоненты:мотивационно-ценностный, эмоционально-психологический, проектировочно-технологический, методическая рефлексия, творческо-деятельностный

Основные положения

Единство педагогической науки и практики конкретно проявляется, на наш взгляд, в том, что:

1) Они обе реализуют одну и ту же социальную функцию – функцию подготовки обучающихся к активному участию в жизни современного информационно-коммуникационного общества.

2) Сама наука как особый процесс познания рассматривается в аспекте познавательной деятельности обучающихся.

В основе содержания каждого компонента информационно-коммуникационной культуры педагога нами выделены основные конструкты.

Цитировать публикацию

Бутенко, Наталья Валентиновна  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СВЯЗИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ [Текст] / Наталья Валентиновна Бутенко, Алексей Александрович Богатырев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  5. — С. 22-38. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.30..5..002.

Библиографический список

1. Горелова Е. В. Информационная культура личности: образовательный аспект: монография / Е.В. Горелова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. – 123 с.

2. Аитбаева Р. Р. Проблема подготовки современного учителя в открытом информационно-коммуникационном образовательном пространстве // Социально-гуманитарный вестник юга России – Краснодар, 2010. – №7. – С. 31-35.

3. Краевский В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В. В. Краевский // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 77–82.

4. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога //  Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа : Изд-во «Лето», 2013. – С. 21-25.

5. Ивушкина Е. Б., Лантратов О. И., Тимофеева О. С., Ходяков В. В., Шемет О. В. Генезис информации, информатика и информационное взаимодействие в эпоху научно-технической революции : монография. Шахты : Издательство ЮРГУЭС,  2007. – 128 с.