Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2018.86..5..001
УДК: 376.1
ББК: 74.3
Владимир Александрович Беликов ORCID
Профессор кафедры социально-педагогического образования, заведующий кафедрой, ЮУрГГПУ, профессор
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. В. Кожевников ORCID
Доктор филологических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Лапчинская ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация

Введение. Актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнения, поскольку  сегодня значительно возросло количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения данной проблемы.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения.

Материалы и методы. Использованы методы теоретические–анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений  письма  у  младших школьников  с   задержкой  психического  развития;  эмпирические - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ по русскому языку).

Результаты. Проведено первичное обследование и выявлена группа младших школьников, в письменной речи которых преобладают ошибки оптического характера, а также обследование устной речи детей (звукопроизношения, лексического, грамматического строя, фонематического анализа и синтеза, уровня развития связной речи), состояния неречевых психических функций (внимания, памяти, мышления, зрительно-пространственных функций, конструктивного праксиса и др.). На констатирующем этапе использовалась методика исследования процесса письма И. Н. Садовниковой[1].

На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена программа коррекции дисграфии у младших школьников.

Контрольное обследование позволило определить эффективность программы коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.

Обсуждение. Новизна нашего исследования заключается в разработке обновленного эффективного подхода к коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения.

Заключение. Программа коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения способствует преодолению оптической формы дисграфии и других видов нарушений процесса письма, а также активизирует познавательную деятельность учащихся с задержкой психического развития.



[1] Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : книга для логопедов. М., 1995. С. 255. 

Ключевые слова

оптическаядисграфия, задержка психического развития, младший школьник, коррекция, письменная речь, неречевые психические функции, познавательная деятельность

Основные положения

- проведен теоретический анализ причин, симптоматики и психологических механизмов нарушений письменной речи у учащихся с задержкой психического развития;

- в ходе эмпирического исследования выявлена группа младших школьников, в письменной речи которых преобладают ошибки оптического характера, ошибки в устной речи детей, нарушения в состоянии неречевых психических функций;

- разработана программа коррекции дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения;

- проверена эффективность коррекционно-развивающей программы.

Цитировать публикацию

Беликов, Владимир Александрович  КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ [Текст] / Владимир Александрович Беликов, М. В. Кожевников, И. В. Лапчинская, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  5. — С. 9-21. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.86..5..001.

Библиографический список

1. Белякова Л. И. Новый учебник по психолингвистике / Ред. Л. И. БеляковаЮ. О. Филатова  // Вопросы психологии : научный журнал: издается с января 1955 года / Ред. Е. В. Щедрина. 2007. – № 2 март-апрель 2007. – С. 174-176. 

2. Белякова Л. И. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология : монографический сборник. М., 2009. – 173 с.

3. Визель Т. Г., Прокопенко  С. В., Можейко  Е. Ю., Никольская  О. Н.  Нейроди-

намические нарушения речи в постинсультном периоде: патогенез,  клиника,  диагнос- тика [Электронный ресурс] // Бюллетень сибирской медицины. 2011. Т. 10. № 2. С. 154-160. URL: http://bulletin.ssmu.ru/ (дата обращения: 07.10.2018).

4. Дубровина И. В., Лубовский Д. В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов [Электронный ресурс]  // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 25–33. URL: DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse (дата обращения: 08.10.2018).

5. Калягин В. А., Овчинникова Т. С.  Психотерапия и психокоррекция  лиц  с   ре- чевой патологией // Российская оториноларингология. - 2006. - № 6. - С. 99-103.

6. Калягин В. А. Влияние ритмических раздражателей на качество речи заикающихся [Текст] / В. А. Калягин, Т. Г. Кузнецова, Т. С. Овчинникова // Российская оторинола-рингология. - 2012. - № 5. - С. 62-66.

7.  Корнев А. Н. Шемякина Н. В., Новиков В. А., Нагорнова Ж. В., Гальперина Е.И., Поздняков А.В., Изучение механизмов чтения у людей с разным уровнем понимания письменной речи [Электронный ресурс] // Физиология человека. 2018. Т. 44. № 2. С. 41-51. URL: http://www.maik.ru/ru/journal/chelfiz/ (дата обращения: 07.10.2018). 

8. Овчинникова Т. С., Реброва В. И. Образные выражения как способ развития словесно-логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Специальное образование: материалы XIV международной научно-практической конференции. 2018. С. 14-17. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_34870760_85184609.pdf (дата обращения: 08.10.2018).

9. Рассказова Е. И., Ениколопов С. Н., Гульдан В. В. Оценка психологического благополучия как принятие решения: особенности субъективных критериев при психических заболеваниях (на моделях непсихотической депрессии и первого психотического приступа в юношеском возрасте) [Электронный ресурс] //  Психология : журнал Высшей школы экономики. 2017; 14 (2): 298 -319.  URL: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-2-298-319 (дата обращения: 08.10.2018). 

10. Халилова Л. Б. Актуальные вопросы порождения речи и их анализ с позиций современной логопедии // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология : монографический сборник. М. : Прометей МПГУ, 2005. – С. 396-403.

11. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография. М. : РИЦ «Альфа», 1999. - 350 с.