Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье рассматриваются фразеологические единицы как объект изучения в начальной школе. Формулируются положения обучения младших школьников русскому языку на внеурочных или дополнительных занятиях в аспекте освоения фразеологического уровня. Особые культурогенные и лингвокогнитивные свойства фразеологизма являются объектами изучения и одновременно условиями эффективного освоения данного уровня. В статье представлены необходимые основания для усвоения фразеологии, а также специфика обучения младших школьников на дополнительных занятиях по русскому языку. Цель данной публикации – выявить и проанализировать особенности изучения фразеологизмов в начальной школе в зависимости от их лингвистической природы.
Материалы и методы. Материалом для публикации послужили программы и учебники по русскому языку, фразеологические словари по русскому языку. Основными методами исследования явились анализ научной литературы, посвященной углубленному изучению фразеологии, а также описательный, дистрибутивный, лингвокультурологический.
Результаты. Выявлены особенности организации учебной деятельности в начальной школе при изучении фразеологического уровня русского языка. Лингвокультурные особенности семантики фразеологизмов представлены как одно из стимулирующих условий освоения названных единиц школьниками.
Обсуждение. Целью освоения филологического блока дисциплин является формирование базовых знаний о разнообразии, широте и одновременно единстве культурно-языкового пространства России, которую необходимо решать как с помощью инструментария традиционной методики, так и инновационной.
Заключение. Изучение фразеологического уровня характеризуется как условие
формирования коммуникативной компетенции: фразеологизмы более точно номини-
руют объекты и их признаки, и, следовательно, коммуниканты, используя их при общении, смогут ярче, объемнее передать информацию, выразить отношение к чему-либо.
фразеологизм, когниция, лингвистические свойства, универсальные учебные действия, компетенция
- фразеологический уровень языка может системно и успешно осваиваться обучающимися в начальной школе благодаря особой лингвистической природе;
- освоение фразеологического уровня дает возможность реализовать интерактивный принцип обучения;
- освоение фразеологического уровня формирует коммуникативную компетенцию обучающихся.
Свиридова, А. В. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Текст] / А. В. Свиридова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5. — С. 163-173. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.26..5..013.
1. Гладилина И. П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности / Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал. 2008.- №9. – С.14-18.
2. Шмачилина С. В. Исследовательская культура старшеклассников: формирова-
ние и диагностика / Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал. – 2010. - №1. – С.3-9.3.
3. Праздникова А. Б. Педагогические идеи Д. С. Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков / Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. – 2010. - №3. – С.29-34
4. Ефросинина Л. А. Урок – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Начальная школа : ежемесячный научно-методический журнал. 2012. - №2. - С.49-57.
5. Алефиренко Н. Ф., Семененко Н. Н. Фразеология и паремиология : учебное пособие. М. : Флинта: Наука, 2009. – 344 с.
6. Александрова О. М., Гостева Ю. Н. К реализации концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации : методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» / Русский язык в школе. 2017. - № 1 . – С.3-12.
7. Глазков А. В., Глазкова Е. А. Нарративные тексты и их использование в сопоставительном чтении / Русский язык в школе. – 2017. - № 1 . – С.17-21.
8. Никитина Е. Ю., Егорова К. В. Теоретико-методологический регулятив формирования коммуникативной компетенции будущих учителей / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. - №9.2. – С.100-113.