Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.12..5..014
УДК:
ББК: 81.2
Д. В. Седых ORCID
Аспирант, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность создания и развития современной лингводидакической технологии как педагогического условия актуализации процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде вуза, рассматриваемая в психолого-педагогическом, социальном, филологическом и культурологическом аспектах учебно-воспитательной деятельности. Цель статьи – представить и обосновать авторскую концепцию эффективной реализации данной технологии в условиях межкультурного взаимодействия представителей разных национальностей в полилингвальном пространстве вуза.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, методы педагогической диагностики (анкетирование, опросы, интервью), тестирование, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов.

Результаты. Разработанная функциональная лингводидактическая технология обучения студентов в формате современной полилингвальной среде вуза характеризует учебный процесс проявлениями межкультурных, эмоционально-ценностных, личностных речевых поступков и установок  обучающегося и определяет стратегию нового социокультурного, психолого-педагогического и организационно-методического образовательных уровней. Исследуемая педагогическая технология, ориентирована на коммуникативно-профессиональную подготовку студентов, предполагает языковую, профессионально-содержательную и организационно-методическую интегративность учебного процесса как межкультурного взаимодействия.

Обсуждение. Подчеркивается, что результатом реализации данной лингводидак-

 

тической технологии как педагогического условия является готовность будущего специалиста к профессионально-коммуникативному взаимодействию и ассертивному поведению в современном поликультурном сообществе.

Заключение. Делается вывод, что технологическая цепочка рассматриваемой технологии соответствует выявленным ранее особенностям обучения студентов в полилингвальной среде. Коммуникативной доминантой сотрудничества в этнокультурном образовательном окружении является педагогический диалог как составляющая межкультурного (полилингвального) взаимодействия.

Ключевые слова

педагогическое условие, лингводидиктическая технология, актуализация процесса обучения в вузе, полилингвальная образовательная среда, ассертивное поведение, профессионально-коммуникативная подготовка

Основные положения

- определены особенности, характеризующие лингводидиактическую технологию обучения студентов в полилингвальной образовательной среде;

- представлены три этапа функционирования исследуемой технологии: психолого-педагогический (базовый), содержательно-технологический (актуализирующий) и коммуникативно-практический (творческий);

- разработаны функциональные модели обучения, способствующие реализации каждого этапа лингводидиктической технологии.

Цитировать публикацию

Седых, Д. В.  ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА [Текст] / Д. В. Седых, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  5. — С. 174-184. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.12..5..014.

Библиографический список

1. Pride J.B., Holme J. (eds.). On Communicative Competence. [Sociolinguistics], Harmondsworth, Penguin, 1972. Р. 269-293.

2. Гальскова Н. Д. Современная образовательная модель в области иностранных языков: структура и содержание // Иностранные языки в школе. 2015. – №. 8. – С. 2-8.

3. Сулимин В. В. Стратегия межэтнического и социального взаимодействия, адаптация мигрантов в культурной среде принимающего социума // Аграрный вестник Урала. Серия: Экономика. – 2012. – №3. – С. 85-87.

4. Романюк Е. С., Романюк А. С.  Особенности адаптации к обучению в вузах РФ студентов из стран СНГ // Известия ВолгГТУ  : межвуз. сб. Волгоград : ВолгГТУ. 2013 – №13 (116). – С. 120-122. (Серия:  Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе).

5. Ильина Л. Е. Потенциал интегрированных курсов в формировании полиязыковой личности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. – № 12 (78). – Ч. 4. – С. 194-197.

6. Вилейто Т. В. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятель

ности // Молодой ученый. 2014. – № 18.1. – С. 25-27.

 

7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии : монография. М., 1984. – 444 c.

8. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : монография. М. : Слово, 2000. – 624 c.

9. Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения / Школьные технологии. 1997. – № 4. – С. 22-46.