Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.17..5..011
УДК: 37.062.2
ББК: 74.489
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Е. Федорова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального образования и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация

Введение. В статье обоснована значимость профессионального развития личности, в особенности на стадии профессиональной подготовки; представлен обзор основных идей исследователей по проблеме профессинально-личностного развития, и выделен комплекс компонентов структуры личности профессионала; обосновано применение различных форм и методов учебно-профессиональной деятельности в процессе развития профессионально важных качеств будущих педагогов. Цель статьи - выявить прикладные аспекты профессионально-личностного развития будущих педагогов.

Материалы и методы. Основные методы исследования: теоретико-методологический анализ; наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг.

Результаты. Рассмотрены некоторые методологические подходы к исследованию проблемы профессионального развития личности; выделен комплекс компонентов психологической структуры личности будущего специалиста, рассмотрены педагогические условия формирования профессионально-значимых качеств будущих педагогов.

Обсуждение. В процессе развития профессионально важных качеств будущих специалистов применяются разнообразные формы групповой  и индивидуальной деятельности, активные методы обучения. Наиболее эффективным методом является социально-психологический тренинг (СПТ), цель которого - развитие профессиональной компетентности будущих педагогов. Заключительным этапом тренингового процесса является аналитический этап, на котором его участники соотносят уровень собственных

возможностей с достигнутыми результатами,  осуществляют  проектирование  индиви-

 

дуальных программ профессионального саморазвития.

Заключение. В статье раскрыты прикладные аспекты личностно-профессионального развития будущих педагогов.

Ключевые слова

профессионально-личностное развитие, компоненты психологической структуры профессионала, профессионально важные качества, активные методы обучения, самостоятельная работа студентов, социально-психологический тренинг, проектирование индивидуальных программ саморазвития

Основные положения

- профессиональное развитие будущего учителя - это процесс системного образования субъекта профессиональной деятельности;

- компонентами психологической структуры личности эффективного профессионала являются: а) мотивационный; б) познавательный (когнитивный); в) эмоциональный; г) волевой; д) операционально-деятельностный;

- в процессе развития профессионально важных качеств будущих педагогов особое значение имеют активные методы;

- наиболее результативным методом  формирования профессиональной компетентности усвоения опыта и развития личностных качеств  является социально-психологический тренинг.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ [Текст] / Е. Ю. Никитина, Е. Е. Федорова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  5. — С. 139-148. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.17..5..011.

Библиографический список

1. Никитина Е. Ю., Егорова К. В. Теоретико-методологический регулятив формирования коммуникативной компетенции будущих учителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск. - 2014. - №. 9. 2. - С.93 - 106.

2. Никитина Е. Ю., Дудина Л. И. Развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала научно-образовательной сферы в педагогическом вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск. - 2013. - №.6. - С.132-141.

3. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. - С. 6-9.

4. Бордовская Н. В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. - №145. – С.28 - 43.

5. Клещёва Н. А. Петрук Г. В. Системная организация процесса формирования профессионально-важных качеств будущих специалистов //Фундаментальные исследования.  2013. – №10. (Ч. 2). – С.407 – 412.

6. Федорова Е. Е. Адаптация студентов вузов к учебно-профессиональной деятельности: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т]. Магнитогорск, 2007.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2946