Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 5 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.40..5..019
УДК: 159.9(045)
ББК: 88.4
М. А. Кечина ORCID
Старший преподаватель кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. А. Белова ORCID
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. А. Вдовина ORCID
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. В. Савинова ORCID
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Аннотация

Введение.Данная статья посвящена проблеме подготовки педагогов-психологов к организации профилактики зависимости от социальных сетей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), обобщен опыт работы психологического кружка «Познай себя» в условиях ДОЛ, приведены итоги реализации профилактической программы «Безопасный интернет», определена роль психологической службы в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления.

Материалы и  методы.  Основными   методами   исследования   являются  анализ


психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме зависимости подростков от социальных сетей, а также диагностические методики, тестирование, методику «Опросник диагностики Интернет-зависимости» А. Жичкиной, «Определение киберкоммуникативной зависимости» А. В. Тончевой, опросник «Определение состояния фрустрации» В. В. Бойко, методы статистической обработки данных.

Результаты.Проанализированы эмпирические данные исследования зависимости подростков от социальных сетей. Выявлены особенности профессиональной подготовки кадров в области профилактики зависимости от социальных сетей, доказана положительная динамика после реализации профилактической работы с подростками в условиях ДОЛ.

Обсуждение.На сегодняшний момент проблема профилактики зависимостей подростков актуальна и важна не только в стенах образовательных организаций,  но и в организациях летнего досуга. Обоснована необходимость и возможность проектирования и реализации профилактических программ в системе общего образования.

Заключение.Делается вывод о том, что возможность проектирования профилактической деятельности в условиях ДОЛ является эффективной, так как подростки получают положительный опыт реального межличностного взаимодействия, а работа педагога-психолога поможет преодолеть возникающие трудности.

Благодарности.Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию № 16-491 от 07.06.2018 г. (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме «Психолого-педагогические условия профилактики зависимости студентов вуза от социальных сетей».

Ключевые слова

психологическая профилактика, студент вуза, производственная педагогическая практика, зависимость от социальных сетей, виртуальное пространство, летний лагерь

Основные положения

- определены психологические особенности подростков, склонных к зависимости от интернет-сети;

- приведены результаты спроектированной и реализованной профилактической программы для подростков посредством работ  психологического кружка в условиях ДОЛ;

- выявлена роль подготовки педагогов-психологов к организации профилактики зависимости от социальных сетей в условиях детского оздоровительного лагеря.

Цитировать публикацию

Кечина, М. А.  ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ [Текст] / М. А. Кечина, Т. А. Белова, Н. А. Вдовина, Т. В. Савинова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  5. — С. 237-251. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.40..5..019.

Библиографический список

1. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. – Т. 25. – № 1. – С. 90–100.

2. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. 2003. – Т. 24. – № 2. – С. 41–47.

3. Янг К. С. Диагноз. Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. – № 2. – С. 24–26.

4. Chen W. Internet Use, Online Communication, and Ties in Americans' Networks [Social science computer review]. 2013. T. 31. № 4. C. 404-423.

5. Dunbar R. I. M. Coevolution of neocortical size, group size and language in humans [Behavioral and Brain Sciences]. 1993. T. 16. № 4. P. 681-735.

6. Hampton K., Hampton K., Sessions L. F., Her E. J. Сore Networks, Social Isolation, and New Media: How Internet and Mobile Phone Use is Related to Network Size and Diversity [Information Communication & Society]. 2011. T. 14. № 1. P. 130-155.

7. Subrahmanyama K., Reichc S. M., Waechter N., Espinoza G.  Online and Offline Social Networks: Use of  Social  Networking  Sites  by  Emerging  Adults. [Journal  of  Applied

 

Developmental Psychology]. 2008. T. 29. P. 420-433.

8. Weinstein, E.C. The Personal Is Political on Social Media: Online Civic Expression Patterns and Pathways Among Civically Engaged Youth [International journal of communication]. 2014. T. 8. P. 210-233.

9. White H. S. Princeton N.J. Identity and Control: How Social Formations Emerge [PrincetonUniversityPress]. 2008. 472 p.

10. Быкова Н. П., Вдовина Н. А. Возможности летнего оздоровительного лагеря в развитии коммуникативных компетенций подростков // Актуальные проблемы современной психологии. 2016. – № 1. – С. 156–161.

11. Кечина М. А. Особенности тренинга психологической безопасности студента в период летней профессионально-производственной практики // Теория и методика обучения и воспитания. 2015. – № 24. – С. 86–94.

12. Невзорова А. В. Роль летней практики в становлении профессиональных компетенций студентов педагогического бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. 2017. – № 56 (6). – С. 179–189.

13. Слизкова Е. В., Дереча И. И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. – № 4 (192). – С. 29–33.

14. Листик Е. М., Курганова Е. А. Профессионально-личностное становление студентов в работе с временными детскими коллективами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. – № 4. – С. 96–99.

15. Воронкова Л. В. Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения как средство воспитания и охраны здоровья детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. – № 1(45). – С. 340–344 (Серия: Гуманитарные и социальные науки).

16. Кулебякина М. Ю., Лапшина М. В. Организационно-педагогические условия подготовки педагогических кадров для работы в детском оздоровительном лагере // Гуманитарные науки и образование. 2017. – № 4 (32). – С. 99–105.

17. Винокурова Г. А., Карпунина О. И. Профессиональная подготовка психологов и дефектологов в условиях модернизации педагогического образования // Гуманитарные науки и образования. 2016. – № 1. – С. 21–25.

18. Вдовина Н. А., Сергунина С. В. Развитие социального мышления и профессионально-ценностных ориентаций бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» в процессе изучения курсов по выбору // Гуманитарные науки и образование. 2014. − № 1 (17). – С. 20−24.

19. Бурлаков И. В. HomoGamer: Психология компьютерных игр. М. : Независимая фирма Класс, 2000. – 117 c.

20. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.

 

21. Калинина Т. В., Георгиевская Д. А. Изучение проблемы психологической неустойчивости подростка – пользователя социальных сетей // Молодой ученый. 2014. – № 21. – С. 95–97.

22. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография. Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 с.

23. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 490.