Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения ценностных ориентаций, установок жизненных целей подростков, что позволяет прогнозировать тенденции развития общества.
Материалы и методы.Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в муниципальных общеобразовательных школах г. Челябинск и г. Пласт Челябинской области. В исследовании приняли участие 192 подростка обоего пола. Возраст респондентов: 14-15 лет. Для сбора эмпирических данных использовалась анкета, состоящая из пяти блоков: жизненные цели и ценностные ориентации подростков; представление подростков о своих правах и их реализации в реальной жизни; отношение подростков к своему здоровью и здоровому образу жизни, к учебе и образованию; досуг и досуговые практики подростков (в том числе медиапотребление); риски в достижении жизненных целей подростками.
Результаты и их обсуждение. В ходе социологического исследования изучались ценностные ориентации, жизненные цели, проблемы, идеалы, наиболее значимые лич-
ностные качества, сфера досуга подростков. Результаты данного исследования сравнивались с итогами подобных исследований, проводимых ранее, и показали значимые отличия в сравнении с результатами исследований 1990-х, 2000-х гг.
Заключение. В ходе исследования было установлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей (семья, здоровье, профессиональный успех, материальный достаток, друзья). Кроме этого, следует отметить ориентированность на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, сочетающуюся со слабым представлением о средствах их достижения. Стоит отметить дефицит увлечений и интересов, приоритетную нацеленность на общение в интернете.
социально-психологические особенности,подросток, ценностные ориентации, жизненные цели, качества личности, досуг, медиапотребление, гендерные различия
- рассмотрены результаты социологических исследований подростков, проведенные в конце XX – начале XIX вв. Многие исследователи считают важным изучение особенностей современных подростков, т.к. с одной стороны, изменения общества отражаются в изменениях мировоззрения подрастающего поколения; а с другой стороны, накопленных данных недостаточно для составления полноценного портрета современного подростка. Больше всего вопросов вызывают жизненные цели и ценностные ориентации подростков, представление подростков о своих правах и их наличии, отношение к учебе и образованию, проведение досуга и особенности медиапотребления;
- выявлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей, которая определяет их цели на будущее. Подростки ценят семью, стремятся к семейному счастью, благополучию в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Вместе с тем они достаточно прагматичны и индивидуалистичны, поскольку ориентированы, прежде всего, на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, однако плохо представляют себе, как этого можно достичь. Кроме этого, стоит отметить дефицит увлечений и интересов, приоритетную нацеленность на общение в интернете, влекущую за собой неумение взаимодействовать вне виртуального пространства.
Черникова, Е. Г. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА [Текст] / Е. Г. Черникова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5. — С. 267-284. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.83..5..021.
1. Цымбаленко С., Щеглова С. Кто они, подростки девяностых? (социологический портрет современного детства) // Воспитание школьников. 1995. –№ 6. – С. 48-53.
2. Макеев П. С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик // Социальная политика и социология. – 2015. – Т.14. – № 3 (8). – Часть 1.– С. 52–62.
3. Варшавская Е. Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. – №. 9 (2). – С. 31–39.
4. Вартанова И. И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. – Т. 22. – № 3. – C. 63–70.
5. Widlund A., Tuominen H., Korhonen J. Academic Well-Being, Mathematics Performance, and Educational Aspirations in Lower Secondary (Education: Changes Within a School Year). Frontiersinpsychology. 2018. Vol. 9 (27). No 297. DOI:10.3389/fpsyg.2018.00297
6. Унру О. В. Экспериментальное исследование системы ценностей подростков в детской общественной организации // Системная психология и социология. 2015. – № 1 (13). – С. 73–82.
7. Селиванова З. К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков // Социологические исследования. 2013. – № 8. – С. 80–86.
8. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. – №8.– С. 61–73.
9. Dahl V. Reducing Adolescents' Approval of Political Violence. The Social Influence of Universalistic and Immigrant-Friendly Peers. Zeitschrift fur psychologie-journal of psychology, 2017, Vol. 225 Release 4, pp. 302–312. DOI: 10.1027/2151-2604/a000298 (17)
10. Erentaite R., Vosylis R. Gabrialaviciute I. How does School Experience Relate to Adolescent Identity Formation Over Time? [Cross-Lagged Associations between School Engagement, School Burnout and Identity Processing Styles]. Journal of youth and adolescence, 2018, Vol. 47, Release 4, pp. 760–774. DOI: 10.1007/s10964-017-0806-1 (18)
11. Журавлева Н. А. Динамика ориентаций молодежи на морально-этические ценности – актуальная проблема современного российского общества // Психологический журнал. 2013. – Том 34. – № 5. – С. 46–57. (5)
12. Титкова В. В., Иванюшина В. В., Александров Д. А. Кто популярен в школе: умные, красивые или независимые? // Вопросы образования. 2017. – № 4. – С. 171–198.
13. Korol L., Maksymets S. Psychological aspects of internet impact on personality formation. Science and education, 2016, Release 5, pp.189–193. DOI:10.24195/2414-4665-2016-5-30
14. Favotto L., Michaelson V., Davison C. Perceptions of the influence of computer-mediated communication on the health and well-being of early adolescents. International journal of qualitative studies on health and well-being, 2017, Vol. 12, Release 1, pp. 1–11. No 1335575. DOI: 10.1080/17482631.2017.
15. Junco R. Too much face and not enough books: The relationship between multiple indices of Facebook use and academic performance. Computers in Human Behavior. 2012. Vol. 28, no 1. рр. 64. DOI: 10.1016/j.chb.2011.08.026
16. Naeemi S., Tamam, E.The Relationship Between Emotional Dependence on Facebook and Psychological Well-Being in Adolescents Aged 13-16. Сhild indicators research, 2017, Vol. 10, Release 4, pp. 1095– 1106. DOI: 10.1007/s12187-016-9438-3
17. Obersta U., Renau V, Chamarro, A., Carbonell X. Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? Computers in Human Behavior. 2016. Volume 60. рр. 559–564. DOI: 10.1016/j.chb.2016.02.085
18. Scott David A., Valley B., Brooke A. Mental Health Concerns in the Digital Age. International journal of mental health and addiction, 2017, Vol. 15, Release 3, pp. 604-613. DOI: 10.1007/s11469-016-9684-0
19. Бордовская Н. В., Тулупьева Т. В., Тулупьев А. Л., Азаров А. А. Возможности электронной социальной сети в решении профессиональных задач вузовского преподавателя // Психологическая наука и образование. 2016. – Т. 21. – № 4. – C. 32–39. DOI: 10.17759/pse.2016210403
20. Chernikova E., Sivrikova N., Ptashko T. Informal Education of Adolescents [SHS Web of Conferences: EDP Sciences]. 2018. Vol. 47. (in France). DOI: 10.1051/ shconf /2018
21. Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. – № 4. – С. 95–100.
22. Гребенникова О. В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010. – № 2(10). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n2%E2%80%9310/308 (дата обращения: 09.07.2018).
23. Королева Д. О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. – Т. 20. – № 1. – C. 28–37. DOI: 10.17759/pse.2015200104
24. Metzler A., Scheithauer H. The Long-Term Benefits of Positive Self-Presentation
via Profile Pictures, Number of Friends and the Initiation of Relationships on Facebook for Adolescents' Self-Esteem and the Initiation of Offline Relationships [Frontiers in psychology]. 2017. Vol. 8. No. 1981. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01981
25. Areepattamannil S., Khine M.S. Early adolescents' use of information and communication technologies (ICTs) for social communication in 20 countries: Examining the roles of ICT-related behavioral and motivational characteristics [Computers in human behavior]. 2017. Vol. 73. Р. 263–272. DOI 10.1016/j.chb.2017.03.058