Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Формирование коммуникативной компетенции на современном этапе — одно из важнейших направлений образовательного процесса. Для эффективной деятельности в этом направлении постоянно требуются все новые и новые формы и приемы обучения, важной остается практикоориенированность освоения компетенции.
В статье рассматривается формирование коммуникативной компетенции в вузе в процессе учебной практики по устной и письменной речи. Формирование коммуникативной компетенции, а также ее основной составляющей лингвистической, или языковой, компетенции — сложная задача, которая решается на протяжении всего курса обучения в вузе и далее в процессе всей жизни человека. Формировать коммуникативную компетенцию, совершенствовать владение ей можно эффективно в процессе учебной практики по устной и письменной речи. Занятия по дисциплине «Учебная практика (по устной и письменной речи)» основаны на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении студентами ряда дисциплин, среди которых «Педагогическая риторика», «Основы педагогического мастерства», а также «Учебная практика (ознакомительная)», Учебная практика (введение в профессию)».
Преследуя цель формирования и совершенствования у студентов коммуникативной компетенции, в частности, ее основной составляющей — лингвистической (языковой) части компетенции, в процессе учебной практики по устной и письменной речи мы решаем следующие задачи: во-первых, формируем и совершенствуем у студентов навыки устной и письменной речи, способность понимать речь на слух, адекватно реагировать на реплики собеседника в процессе общения, во-вторых, закладываем и отрабатываем у студентов основы языковых навыков в области произношения, чтения, письма, грамотного структурного оформления устной и письменной речи.
Материалы и методы. Основным методом исследования явился метод диагностического исследования, приемами которого являются наблюдение, тестирование, устный и письменный опросы. Этот метод позволил диагностировать уровень развития письменной и устной речи у студентов, подобрать эффективные виды работ для ее совершенствования.
В процессе учебной практики использовались субъектный, деятельностный и системный подходы, которые обеспечили возможность работать в группе с каждым студентов индивидуально; позволили изучить проблему формирования коммуникативной компетенции в комплексе, (целостно), и методы, среди них словесные (лекция, беседа, дискуссия и др.), практические (упражнение, сочинение, изложение и др.), методы самостоятельной работы.
Результаты. Дано определениепонятиям «компетенция», «коммуникативная компетенция»;сформулированы факторы, увеличивающие эффективность формирования коммуникативной компетенции у студентов в процессе прохождения учебной практики по устной и письменной речи.
В процессе прохождения учебной практики по устной и письменной речи получены определенные результаты по освоению студентами коммуникативной компетенции:
1. Выявлены проблемные зоны в процессе формирования коммуникативной компетенции.
2. Получены индивидуальные и групповые итоги освоения коммуникативной компетенции студентами.
3. У всех студентов без исключения отмечен прогресс в освоении коммуникативной компетенции.
Обсуждение. Формировать коммуникативную компетенцию, в частности, лингвистическую, языковую ее часть, эффективно в процессе учебной практики по устной и письменной речи. Прохождение дисциплины «Учебная практика (по устной и письменной речи)» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении студентами дисциплин «Педагогическая риторика», «Основы педагогического мастерства», а также в процессе «Учебной практики (ознакомительной)», «Учебной практики (введение в профессию)».
«Учебная практика (по устной и письменной речи)» формирует знания, умения и компетенции, готовя освоение дисциплины «Педагогическая конфликтология», далее помогает успешно пройти «Учебную практику (общественно-педагогическую)». Безусловно, «язык — это возможность личностного саморазвития и самосовершенствования» [1, 109], поэтому учебная практика по устной и письменной речи важна на первых курсах вузовского образования.
Цель учебной практики по устной и письменной речи — формирование у студентов коммуникативной компетенции. Для этого в процессе работы решаем задачи формирования у студентов навыков устной и письменной речи, способности понимать речь на слух, адекватно реагировать на речь собеседника в процессе общения с ним, а также формируем у студентов основы языковых навыков в области произношения, чтения, письма, грамотного структурного оформления устной и письменной речи. Эти задача решаются только в процессе целенаправленной систематической, находящейся под контролем преподавателя и студента работы.
Заключение. Для формирования коммуникативной компетенции требуются значительные усилия, разнообразные виды деятельности, систематичность и практикоориентированость. Учебная практика нацелила студентов на продолжение работы по формированию и совершенствованию навыков коммуникации в сфере устной и письменной речи. В итоге освоения компетенции обучающийся становится компетентным в области норм русского языка; культурно-исторических реалий, норм этикета; способен применять полученные знания в процессе письма и речи на русском языке; понимать речь, уметь вычленить основную мысль, пересказать текст; владеет базовыми навыками чтения, говорения и письма на русском языке; основными коммуникативными грамматическими структурами, наиболее употребительными в письменной и устной речи.
коммуникативная компетенция; лингвистическая (языковая) компетенция; письменная речь; студент; устная речь; учебная практика
В итоге освоения коммуникативной компетенции обучающийся:
– cтановится более компетентным в области норм русского языка; культурно-исторических реалий, норм этикета;
– cпособен применять полученные знания в процессе письма и речи на русском языке;
– умеет понимать речь, вычленить основную мысль, пересказать текст;
– владеет базовыми навыками чтения, говорения и письма на русском языке;
– владеет основными коммуникативными грамматическими структурами, наиболее употребительными в письменной и устной речи.
Зольникова, Н. Н. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ [Текст] / Н. Н. Зольникова, Е. Н. Ермакова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 6 (166). — С. 107-125. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.008.