Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 6 (166) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.014
УДК: 37.02
ББК: 74.24
О. М. Серышева ORCID
Директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 61 г. Челябинск», г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. Н. Богачев ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация

Введение.Актуализируется проблема использования в практике педагогов образовательных технологий, направленных на формирование личностных копинг-ресурсов обучающихся. Обоснована взаимосвязь достижения личностных результатов обучения и сформированных личностных копинг-ресурсов обучающихся. Выделены и охарактеризованы личностные копинг-ресурсы, способствующие достижению личностных результатов обучения. Обозначены и аргументированы педагогические условия достижения выпускниками личностных результатов обучения: использование в практике педагогов разнообразных образовательных технологий, направленных на формирование и развитие личностных копинг-ресурсов; наличие устойчивых целевых установок педагога в отношении применения в своей практике современных образовательных технологий; ценностное отношение педагогов к формированию у обучающихся личностных ресурсов для достижения ими личностных результатов. Представлена условная систематизация образовательных технологий в соответствии с их возможным воздействием на формирование личностных копинг-ресурсов, а именно: позитивной Я-концепции и адекватной самооценки, познавательной активности, способности к рефлексии собственной деятельности, эмпатии, эмоционального интеллекта.

Материалы и методы. В целях анализа практики использования педагогами образовательных технологий, направленных на достижение обучающимися личностных результатов, в 2021 году с использованием возможностей Google Форм было проведено анкетирование «Использование образовательных технологий педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьников». Анкета разработана автором. Приняли участие в анкетировании 177 педагогов школ города Челябинска.

Результаты. Проанализированы итоги анкетирования «Использование педагогами образовательных технологий, способствующих формированию личностных копинг-ресурсов школьников». В педагогической практике широко представлено использование различных технологий. Не достаточно часто применяются технологии, направленные на вовлечение школьников в социальное проектирование, добровольческие и волонтерские проекты, на формирование способности обучающихся к рефлексии собственной деятельности, а также – на развитие у них эмпатии, эмоционального интеллекта. Подчеркивается практическая значимость исследования.

Обсуждение. Установлена и аргументирована взаимосвязь личностных результатов обучения и личностных копинг-ресурсов школьников. Представленный инструментарий возможно использовать для определения состояния практического использования педагогами разнообразных образовательных технологий, направленных на формирование у обучающихся личностных копинг-ресурсов и достижения ими планируемых личностных результатов.

Заключение.Использование всего разнообразия технологий обучения обеспечивает большую эффективность обучения, способствует развитию мотивации к обучению, интересов, склонностей, способностей обучающихся, личностных копинг-ресурсов обучающихся.

Ключевые слова

образовательная технология; личностные результаты обучения; личностные копинг-ресурсы; эмпатия; познавательная активность; позитивная Я-концепция; адекватная самооценка

Основные положения

Из результатов исследования следует, у всех педагогических работников сформировано понимание необходимости работать над достижением обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Отмечается противоречие: главными фактически для половины педагогов являются предметные результаты обучения и успешная сдача обучающимися государственной итоговой аттестации. Фактически каждый пятый педагог не использует возможности рефлексии профессиональной деятельности.

В педагогической практике чаще используются технологии, направленные на формирование адекватной самооценки, развитие познавательной активности. Реже используются: технологии учебной полемики, ролевые игры; технология педагогической мастерской; кейс-технология; социальное проектирование; работа по вовлечению обучающихся в добровольчество, волонтерские проекты.

Система неформальной эффективной методической работы в общеобразовательных организациях, создание условий для обмена педагогическим опытом, критического анализа собственной деятельности и опыта коллег при выборе приемов, форм, педагогических технологий обеспечат качество обучения.

Цитировать публикацию

Серышева, О. М.  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ ШКОЛЬНИКОВ [Текст] / О. М. Серышева, А. Н. Богачев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  6 (166). — С. 202-223. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.014.

Библиографический список