Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Проблема развития у обучающихся ценностных ориентаций, безусловно, актуальна во все времена. Особое внимание к ней на современном этапе развития общества можно объяснить активными инновационными процессами, происходящими как в общественно-политической сфере, так и в социально-экономической сфере. К тому же интерес к проблеме связан с увеличением и интеллектуализацией направлений профессиональной деятельности, а также выявлением отрицательных тенденций в области формирования и развития духовной культуры граждан российского общества. В настоящее время продолжается девальвация ценностей поколений российского народа, разрушаются существовавшие на протяжении долгого времени моральные устои, меняются жизненные ориентиры молодого поколения, в целом подвергаются деформации традиционные для России нормы морали, ценностные установки. Всё перечисленное диктует необходимость скорейшей разработки современных подходов к образованию школьников.
Материалы и методы. Исследование опирается на теоретические положения педагогики и психологии о формировании ценностных установок школьников. Важными являются положения о роли изучения русского языка, родных языков и литературы в формировании ценностных установок личности. Рассматриваются некоторые концептуальные положения, связанные с понятиями «ценности» и «ориентация на ценности».
Цель статьи — обосновать и раскрыть авторское представление о системе и инструментарии формирования нравственных ценностей школьников, опираясь на такие механизмы, как потребности личности, мотивация.
В исследовании были использованы культурно-исторический подход, методики аксиологического и герменевтического анализа.
Результаты. Разработан, эмпирически проверен и внедрен педагогический инструментарий, который способствует решению учителем задачи формирования нравственных ценностей обучающихся.
Обсуждение. Используемое методическое обеспечение способствует формированию у школьников важнейших аксиологических понятий и ценностных ориентаций. Вместе с тем отдельные направления педагогической деятельности по формированию ценностных установок школьников требуют дальнейшей разработки.
Заключение. Цель исследования — практически доказать необходимость дидактического обеспечения (инструментария) работы по формированию ценностных установок школьников при изучении родных языков и литературы и повышения квалификации учителей предметов филологического цикла. Особенностью данной работы является предъявление элементов системы урочной и внеурочной работы, разных форм методического и дидактического обеспечения, принципов отбора учебных модулей и курсов внеурочной деятельности.
ценности; ценностные идеалы (ориентиры); нравственные ценности; ценности многонационального российского народа; ценностно-ориентационная деятельность школьников
– определен приоритет нравственных ценностей в формировании личности,
– представлен инструментарий работы по формированию ценностных установок школьников при изучении родных языков и литературы,
– выявлена роль повышения квалификации учителей в повышении эффективности образования школьников.
Соловьева, Т. В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ [Текст] / Т. В. Соловьева, Е. Ю. Никитина, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 6 (166). — С. 224-238. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.015.