Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Статья посвящена анализу уставов духовных академий Русской Православной Церкви. Цель публикации заключается в исследовании нормативно-правовой базы, регламентировавшей деятельность высшей духовной школы в разные исторические периоды.
Материалы и методы.Корпус источников включает уставы духовных академий, законы, постановления и ведомственные документы советского времени. Методологическую основу исследования составили источниковедческий, религиоведческий, историко-педагогический и церковно-правовой подходы.
Результаты. Исследованы учредительные документы академических духовных учреждений. Установлено, что постепенно духовные академии превратились в сословные учреждения, подчиненные Священному Синоду, что привело к противоречивым последствиям. Автором выявлено, что за три столетия нормативная база и направленность деятельности высшей духовной школы неоднократно изменялись по инициативе светских и церковных властей. В начале XXI в. нормативно-правовая база духовных академий выстроена согласно требованиям светского законодательства, сохранив при этом приверженность традициям церковного права.
Обсуждение. Церковные историки и светские ученые плодотворно изучили историю отечественного академического духовного образования и изменений его нормативно-правовой базы. Обобщив результаты исследований, автор в этом процессе выделяет несколько основных периодов: 1) конец XVII — начало XIX в.; 2) 1808-1917 гг.; 3) 1917-1943 гг.; 4) 1944-1991 гг.; 5) после 1991 г.
Заключение. Делается вывод о том, что нормативно-правовая база высшей духовной школы неоднократно изменялась под воздействием объективных и субъективных факторов. Показано, что в процессе ее формирования и развития условно можно выделить несколько периодов: дореволюционный, советский и современный, которые в свою очередь включают подпериоды, обусловленные введением новых Уставов.
духовная академия; Русская Православная Церковь,; устав; церковное право; нормативно-правовая база; светская власть; духовное образование
– доказана информативность уставов духовных академий в качестве исторических и нормативно-правовых источников;
– представлена авторская периодизация истории отечественного академического духовного образования и изменений его нормативно-правовой базы;
– определены основные направления деятельности высшей духовной школы: развитие богословской и церковно-исторической науки, подготовка священнослужителей для приходов, квалифицированных кадров для православных и светских учебных заведений.
Левченко, И. Е. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / И. Е. Левченко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 6 (166). — С. 135-153. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.010.